+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Автотранспорт экономит налоги

Автор: Кузьминых Артем, Алена Бедина

2006-11-04

Статья опубликована в журнале "Расчет", № 9, сентябрь 2006 г.

Если у вашей компании есть собственный транспорт, то эта схема – для вас. Она позволит с помощью небольшой реорганизации сэкономить сразу несколько налогов, в частности, налог на прибыль, ЕСН и налог на имущество. О том, как работает схема и что необходимо для ее реализации, рассказывают специалисты компании «КУЗЬМИНЫХ И ПАРТНЕРЫ».

Реорганизация с секретом

Суть схемы такова. Основное предприятие, применяющее общую систему налогообложения, выделяет из своей структуры формально независимую Транспортную компанию, подпадающую под ЕНВД. Эта компания будет оказывать Основному предприятию услуги по перевозке грузов (не требуют лицензирования с 2005 г.) и пассажиров (требуют лицензирования). Расходы на оплату услуг Транспортной компании будут уменьшать налогооблагаемую прибыль Основного предприятия. В то же время схема позволяет переводить часть прибыли Основного предприятия на Транспортную компанию, а затем возвращать эти деньги Основному предприятию или передавать их напрямую владельцам бизнеса.

Чем выгоден перевод части деятельности на ЕНВД, вполне очевидно. Во-первых, единый налог заменяет собой уплату налогов, обязательных при общем режиме налогообложения: налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, единого социального налога. Кроме того, немаловажно, что размер ЕНВД не зависит от доходов и расходов компании. И, наконец, сумму вмененного налога можно снизить (не более чем в два раза) на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 346.32 НК).

Помимо оказания транспортных услуг Транспортная компания может сдавать Основному предприятию автотранспорт в аренду (с экипажем), а также выполнять ремонт и техническое обслуживание этого автотранспорта. Правда, такая деятельность Транспортной компании уже не подпадает под ЕНВД. Но если она будет переведена на «упрощенку» с объектом обложения «доходы», то с поступлений за аренду и ремонт в бюджет придется отдавать всего 6 процентов.

С Основным предприятием Транспортная компания будет сотрудничать на основании гражданско-правовых договоров:

  • договора перевозки или договора на автотранспортное обслуживание (долгосрочного договора о систематических перевозках);
  • договора подряда или договора возмездного оказания услуг на ремонт транспортных средств;
  • договора аренды транспорта с экипажем.

Учредителем новой фирмы предпочтительно сделать доверенное лицо владельцев бизнеса, формально независимое от Основного предприятия. Этим человеком может быть руководитель или специалист бывшего транспортного подразделения компании. Другой вариант – включить в число учредителей нескольких ключевых работников, каждому из которых будет причитаться небольшая доля в уставном капитале. Этот способ выгоден по нескольким причинам. Во-первых, он позволит избежать аффилированности. Во-вторых, даст возможность работникам получать дивиденды (и экономить на НДФЛ). А в третьих, поможет избежать обвинений со стороны налоговых работников в недобросовестности и в «уклонении от уплаты налогов».

Недостатки схемы связаны в основном изменением организационной структуры бизнеса. Ведь выделив транспортное подразделение компании в отдельную фирму, Основное предприятие лишится законной возможности напрямую влиять на качество его работы. Решить эту проблему можно либо неформально, либо подробно прописав права и обязанности сторон в договоре. При этом можно, например, установить высокие штрафные санкции за некачественные услуги.

Как обойти ограничения

Компании, которые владеют более чем двадцатью транспортными средствами, применять ЕНВД не могут (п. 2 ст. 346.26). Поэтому, возможно, что передать в Транспортную компанию (в аренду или в собственность) весь автопарк не получится. Однако это не мешает вам перевести туда только наиболее ценную (дорогую, новую) часть автопарка – в количестве не более двадцати машин.

В некоторых регионах, например, в Москве, системы налогообложения ЕНВД вообще на нет. Однако это еще не значит, что для предприятий, которые работают в таких регионах, схема с Транспортной компанией недоступна. Транспортную компанию можно зарегистрировать в ближайшем регионе, в котором ЕНВД введен (для Москвы это ближайшее Подмосковье). Инспекторы вряд ли смогут выяснить, на территории какого региона услуга была оказана на самом деле. Кроме того, подмосковным налоговикам будет совершенно невыгодно выводить Транспортную компанию на чистую воду, ведь тогда подмосковный бюджет потеряет ее как налогоплательщика!

Так что главное, чтобы по путевым листам и другим первичным документам каждая поездка начиналась и заканчивалась по месту регистрации Транспортной компании (в «гараже»). А в актах на выполненные услуги точный маршрут перевозки можно и не указывать. Достаточно указать километраж, время эксплуатации автомобиля и/или объем перевезенного груза.

Экономим ЕСН

В Транспортную компанию, работающую на ЕНВД, будут переведены работники целого подразделения. Соответственно, зарплаты этих работников будут выведены из под налогообложения единым социальным налогом. При этом права работников на пенсию и социальные гарантии нисколько не пострадают. Ведь Транспортная компания будет платить взносы на обязательное пенсионное страхование (14% от фонда оплаты труда). А значит, работникам будут сохранены все социальные гарантии, в частности, право на пенсию, обязательное медицинское страхование, получение пособий по временной нетрудоспособности.

Оптимизируем НДС

Переводить на Транспортную компанию затраты на ГСМ, закупку запчастей и оплату услуг по ремонту транспорта невыгодно. Ведь в этом случае Основное предприятие потеряет часть вычетов по НДС.

Чтобы избежать этого, обязанность нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспорта (прежде всего, расходы на оплату топлива), в договоре перевозки следует возложить на Грузовладельца. В этом случае, покупая горюче-смазочные материалы с НДС, Основное предприятие на общей системе налогообложения будет иметь возможность применить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость. Если же вместо договора перевозки заключить договор аренды транспорта с экипажем, то обязанности по текущему и капитальному ремонту (включая приобретение запчастей) можно возложить на арендатора – Основное предприятие. В результате оно тоже не потеряет налоговый вычет по ГСМ и запчастям.

«Переносим» прибыль

Стоимость договоров, заключаемых Основным предприятием с Транспортной компаний, будет складываться из:

  • накладных расходов, связанных с работой Транспортной компании (в том числе, затрат на аренду транспорта, если он не будет передан Транспортной компании в собственность),
  • расходов на оплату труда «транспортных работников, а также взносов в пенсионный фонд и ФСС;
  • налоговых отчислений по единому вмененному налогу;

Кроме этого, вспомним, что с помощью схемы Основное предприятие имеет возможность вывести из-под налогообложения часть своей прибыли. Сделать это можно, безболезненно завысив стоимость услуг Транспортной компании.

Напомним, что Налоговый кодекс разрешает контролерам проверять цены по сделкам на предмет их соответствия рыночным только в следующих случаях (ст. 40 НК):

  • при бартерных сделках;
  • по внешнеторговым операциям;
  • при сделках между взаимозависимыми лицами;
  • если цена по сделке более чем на 20 процентов отклоняется от цен по аналогичным сделкам фирмы в течение непродолжительного времени.

Таким образом, если Основное предприятие ранее не пользовалось услугами стороннего перевозчика (то есть транспорт был свой), можно изначально установить высокие цены на транспортные услуги. Оправданность таких цен Основное предприятие может объяснить, например, повышенной ответственностью Транспортной компании и высоким качеством (скорость, сохранность груза и т. п.). А также тем, что Основному предприятию выгоднее ежемесячно платить перевозчику приличную сумму, чем нести большие убытки (уплачивать штрафы, терять деньги на простое производства) в том случае, если груз будет поврежден, утерян или доставлен не вовремя.

Если же Основное предприятие раньше уже сотрудничало с автотранспортными фирмами, стоимость услуг, оплачиваемых Транспортной компании лучше завышать постепенно. Аргументировать повышение цен можно также увеличением ответственности перевозчика, а также высоким качеством услуги (например, небывало высокими скоростями перевозок и суперпунктуальностью водителей).

Устанавливая цены, можно прибегнуть и к еще и такой хитрости. Назначить цены можно, поставив их в зависимость от каких-нибудь нестандартных единиц измерения. Например, от тонно-километров перевезенных грузов. Или от количества «поездок» по определенному маршруту, с учетом таких особенностей, как время года и суток, погодные условия, состояние дорожного покрытия на маршруте, количество водителей в машине (1 или 2), характер груза (его хрупкость, стоимость, особенности транспортировки) и т. п. В этом случае найти сопоставимую цену за аналогичные услуги и применить статью 40 Налогового кодекса проверяющим будет достаточно затруднительно.

Списываем затраты

Учесть расходы при налогообложении прибыли можно только, если они обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (ст. 252 НК). Таким образом, особое значение приобретает разработка грамотного документооборота между Основным предприятием и Транспортной компанией (договор, заявки, путевые листы, товарно-транспортные накладные, ежемесячные акты сдачи-приемки услуг и т. п.). При этом каждая сделка должна иметь деловую цель и экономический смысл (который не может заключаться исключительно в уменьшении налоговой нагрузки). Если налоговые работники усомнятся в целесообразности сделок, они могут обвинить фирмы в «недобросовестности» со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы не дать налоговикам такого шанса, заранее подготовьте необходимые аргументы. Скажем, деловая цель обособления Транспортной компании может состоять в необходимости перевести транспортное подразделение на «хозрасчет». Экономическую целесообразность сотрудничества Основного предприятия именно с Транспортной компанией можно обосновать тем, что:

  • Транспортная компания берет на себя высокую имущественную ответственность за перевозимые грузы;
  • эта компания одна из немногих, которые способны обеспечить высокое качество оказания услуг (скорость, сохранность груза и т. п.),
  • сотрудничество со сторонней Транспортной компанией существенно экономит расходы Основного предприятия (по сравнению с содержанием собственного транспортного подразделения).

Возвращаем прибыль

Прибыль, которую «зарабатывает» Транспортная компания, можно передать владельцам бизнеса, а затем инвестировать в Основное предприятие. Рассмотрим ситуацию, когда Транспортная компания зарегистрирована в форме общества с ограниченной ответственностью. В этом случае всю прибыль общества имеет смысл выплачивать учредителям в виде дивидендов. А они как физические лица смогут передать ее владельцам бизнеса по схеме дарения (подробно об этой схеме «Расчет писал» в октябрьском номере за 2005 год на стр. 53). Этот способ выгоден тем, что с выплаченных дивидендов придется заплатить только налог на доходы в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НК). Единым социальным налогом дивиденды не облагают, так как они не входят в налогооблагаемую базу по этому налогу (п. 1 ст. 236 НК).

Если Транспортная компания будет зарегистрирована на индивидуального предпринимателя, то применить схему «дарения» для обналичивания прибыли еще проще. Предприниматель имеет возможность просто забрать наличные деньги из кассы «себе в личное пользование». А затем, выступая уже как физическое лицо, он «подарит» их владельцам бизнеса.

Деньги, полученные в ходе такой операции, владелец бизнеса может использовать как на личные нужды, так и инвестировать в бизнес. Например, собственник, имеющий более 50 процентов вклада (доли) юридического лица, имеет право передать своему предприятию любую сумму денег безвозмездно – «в счет увеличения его доходов». Для этого можно оформить договор дарения о безвомездной финансовой помощи или целевого финансирования.

Текущие денежные потребности Основного предприятия можно решать и с помощью традиционных займов у Транспортной компании. Безусловно, этот вариант далек от совершенства, однако он позволяет оперативно решать финансовые проблемы Основного предприятия.

Фирма или предприниматель?

С точки зрения правовых рисков, создавать Транспортную компанию лучше в форме общества с ограниченной ответственностью. Дело в том, что деятельность в сфере автотранспортных услуг связана с повышенными рисками причинения ущерба третьим лицам. Как известно, учредители ООО несут ответственность по обязательствам юридического лица только в пределах своего вклада в уставный капитал. Суть юридического лица в том и заключается, что его имущество обособлено от имущества его участников.

С индивидуальным предпринимателем дело обстоит иначе. Он потенциально рискует всем своим личным имуществом. Привлечь его к ответственности Гражданский кодекс разрешает даже после того, как он официально прекратит вести предпринимательскую деятельность (с учетом сроков исковой давности).

Однако использование в схеме индивидуального предпринимателя имеет другие положительные стороны. Так на предпринимателя не распространяется кассовая дисциплина в том объеме, как на фирмы. Именно это позволяет предпринимателю, работающему на ЕНВД законным образом получать «очищенную» от налогов выручку (после уплаты фиксированной суммы вмененного налога). То есть у него есть возможность вывести из оборота наличные деньги, которые в дальнейшем можно внести в капитал Основного предприятия или передать владельцам бизнеса.

Если собственного транспорта нет

Предположим, что своего транспорта у компании нет. Но фирма пользуется транспортом «сторонних» организаций – либо грузовым (для перевозки товаров, материалов, сырья, комплектующих…), либо легковым (для поездок сотрудников по служебным делам). В этом случае можно предложить другую «транспортную» схему оптимизации.

«Вывести» прибыль с основного предприятия поможет «дружественная» фирма или индивидуальный предприниматель. Для этого она воспользуется помощью Автотранспортного предприятия – реального внешнего контрагента, который фактически и оказывает услуги перевозки. Отношения между ними лучше всего оформить на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (см. Схему 2). Конечно, наша фирма на ЕНВД будет «перепродавать» услуги реального перевозчика гораздо дороже. Автотранспортное предприятие при этом ничего не теряет: налогообложение у него будет љтаким же, а ответственность по договору аренды – гораздо меньше, чем по договору перевозки.

Правда, если Автотранспортное предприятие само находится на ЕНВД, то такая схема ему будет невыгодна. Ведь заменив перевозку арендой, ему помимо вмененного налога придется платить еще и общеустановленные налоги с арендной платы, а также вести раздельный учет. Найти компромисс можно, заключив с Автотранспортным предприятием договор «субперевозки» (по аналогии с субподрядом). Однако этот способ опасен тем, что инспекторы могут попытаться оспорить право фирмы-посредника (ООО или предпринимателя на ЕНВД) применять систему налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход. Аргументировать это они могут тем, что фактически автотранспортную услугу оказывает другая компания (Автотранспортное предприятие).