+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Оптимизация налоговых затрат с помощью автотранспорта

Автор: Артем Кузьминых, управляющий партнер компании Кузьминых, Евсеев & партнеры

Оптимизация налоговых затрат с помощью автотранспорта 
 «Логистика и управление» № 5, 2007 г.

Для уменьшения налога на прибыль большинство предприятий используют привычную схему – создают дополнительные затраты, например в виде различных более или менее реальных услуг, оказываемых (или якобы оказываемых) дружественными фирмами предпринимателями, пользующимися льготным налогообложением (либо вообще являющимися «недобросоветсными налогоплательщиками»). Для этих же целей можно использовать транспортное подразделение компании, выделив его в самостоятельное предприятие. Его мы и рассмотрим.

Схема, о которой пойдет речь, очень эффективна и при этом универсальна. Она не теряет своей актуальности даже в тех регионах, где отсутствует система единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Суть ее состоит в следующем. Транспортный отдел реорганизуется в самостоятельное юридическое лицо или лица (или его функции будет выполнять индивидуальный предприниматель), которые оказывают транспортные услуги и применяют ЕНВД (или упрощенную систему налогообложения). Через оплату соответствующих услуг на них переносится прибыль высоконалогового основного предприятия, применяющего общую систему налогообложения. Затем выведенная прибыль возвращается в собственный капитал основного предприятия или передается владельцам бизнеса. Вместо услуг по транспортировке можно заключить договора на сдачу в аренду автотранспорта и специализированной техники с экипажем (с этих доходов компания заплатит упрощенный налог – предпочтительно 6 %). Схематично это представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. Схема взаимодействия основного предприятия с новым юридическим лицом

С помощью данного способа можно планировать не только налог на прибыль, но и единый социальный налог, а также налог на доходы физических лиц (если указанные услуги будет оказывать индивидуальный предприниматель). Кроме того, если транспортные средства будут учтены на балансе компании-перевозчика, получяется экономия еще и по налогу на имущество.

ООО или ИП?

Наиболее простой способ создания транспортной компании заключается в регистрации нового юридического лица – общества с ограниченной ответственностью. Более сложный вариант – реорганизация существующего предприятия. При этом транспортное подразделение выделяется в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Вместо юридического лица, оказывающего автотранспортные услуги, в схеме можно использовать индивидуального предпринимателя. Это выгодно потому, что после уплаты фиксированной суммы вмененного налога он получает «очищенный» от налогов доход – наличные денежные средства. Их можно как сдавать в банк, так и не сдавать, поскольку кассовая дисциплина не распространяется на предпринимателя в том объеме, в каком распространяется на юридических лиц (нет лимита остатка кассы). По крайней мере, попытки некоторых коммерческих банков под давлением Центрального банка «навязать» предпринимателям этот лимит на момент написания настоящей статьи являются незаконными.

Несмотря на очевидные преимущества, данный вариант не лишен недостатков. Так, в соответствии с Гражданским Кодексом учредители (участники) ООО несут ответственность по обязательствам юридического лица только в пределах своего вклада в уставный капитал. В тоже время индивидуальный предприниматель потенциально рискует всем своим имуществом, которое может быть изъято у него по решению суда (за исключением необходимых предметов быта и т. п.). Причем рискует даже «бывший» ИП, поскольку прекращение предпринимательской деятельности не избавляет его от ответственности по закону.

Таким образом, прежде чем сделать выбор в пользу юридического лица или индивидуального предпринимателя, необходимо сопоставить риски и преимущества, которые имеет каждая из этих форм ведения бизнеса.

ЕНВД или «упрощенка»?

Если ЕНВД на автотранспортные услуги в данном регионе не введен (например, в Москве) или количество автотранспорта превышает установленный предел, то возможен вариант с упрощенной системой налогообложения. Создавая «упрощенную» фирму, в первую очередь следует определиться с облагаемой базой по единому налогу. Такой базой могут служить либо все доходы предприятия, либо разница между доходами и расходами.

Платить налог со всех доходов выгодно лишь в том случае, если затраты составляют небольшую часть вырученных средств. Облагать налогом доходы, уменьшенные на расходы, стоит тогда, когда выручка будет незначительно превышать расходы. В общем, прежде чем выбрать облагаемую базу по упрощенному налогу, следует соотнести предполагаемые доходы будущей фирмы с ее расходами.

Также стоит посчитать, сколько составят взносы в Пенсионный фонд и ориентировочную сумму пособий по временной нетрудоспособности. На эти суммы можно уменьшить «упрощенный» налог, если предприятие начисляет его с доходов, но не более чем в два раза.

Несмотря на существующий лимит по числу автомобилей, при желании остаться на ЕНВД можно воспользоваться следующим способом. Транспортные средства следует учитывать на балансе отдельного лица («Хранителя активов»), а транспортная компания ежемесячно будет арендовать их в необходимом количестве (но не более двадцати!). Данный метод позволяет не только обойти вышеуказанные ограничения, но и оптимизировать сумму вмененного налога к уплате.

Чем выгоден единый налог

По решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения единым налогом на вмененный доход могут пользоваться организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и грузов, в распоряжении которых – не более 20 автотранспортных средств (п.5 ч.2 ст.346.26 Налогового кодекса). ЕНВД выгоден тем, что заменяет собой уплату обязательных при общем режиме налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость и единого социального налога. Размер ЕНВД не зависит от доходов и расходов налогоплательщика, что является большим плюсом в налоговых схемах.

В соответствии с п.2 ст.346.32 Налогового кодекса РФ сумму ЕНВД можно уменьшить (не более чем в два раза!), на суммы оплаты страховых взносов в Пенсионный фонд (14% от зарплаты) и пособий по временной нетрудоспособности.

Структура управления и штат
Индивидуальным предпринимателем или учредителем ООО предпочтительно сделать руководителя соответствующего подразделения компании – доверенное лицо владельцев бизнеса, формально независимое по отношению к основному предприятию. Также можно включить в число учредителей с небольшими долями в уставном капитале ключевых работников данного подразделения. Этот вариант предпочтителен в том случае, если владелец бизнеса затрудняется с выбором одной подходящей кандидатуры. Кроме того, указанный способ позволяет избежать аффилированности, дает возможность работникам регулярно получать дивиденды (об этом смотри ниже в разделе «Как вернуть прибыль»), способствует поддержанию «легенды», согласно которой транспортная компания возникла по инициативе «снизу».
Штат новой компании формируется на базе персонала прежнего транспортного подразделения основного предприятия. Трудовые отношения оформляются по обычной схеме. Сохраняется социальная защищенность работников – пенсия, обязательное медицинское страхова­ние, пособия по временной нетрудоспособности и другие социальные выплаты. С другими предприятиями заключаются гражданско-правовые договоры: договор перевозки или долгосрочный договор об организации систематических перевозок (договор на автотранспортное обслуживание), договор аренды транспорта с экипажем, договор подряда или договор возмездного оказания услуг на ремонт транспортных средств и т.д.

Сумма вознаграждения по договорам покрывает расходы транспортного центра по оплате труда, а также связанные с этим обязательные отчисления в бюджет  и внебюджетные фонды, налоговые отчисления по единому вмененному (упрощенному) налогу и накладные расходы, связанные с функционированием компании (ГСМ, аренда транспорта, гаража, оборудования, офиса, ведения учета и т.п.). Кроме того, в стоимость услуг транспортной компании включается заничетльная рентабельность, что позволяет говорить о "переносе" на нее прибыли основного предприятия.

Грамотное составление договора перевозки позволяет не потерять вычет по налогу на добавленную стоимость по приробретаемым ГСМ. Для этого необходимо предусмотреть, чтобы обязанность нести расходы на топливо и других используемых в процессе эксплуатации материалов, была возложена на заказчика (основное предприятие). В этом случае, покупая горюче-смазочные материалы с НДС, основное предприятие на общей системе налогообложения будет иметь возможность применить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.

Преимущество оптимизации «зарплатных» налогов

Для некоторых налогоплательщиков более актуальной является оптимизация «зарплатных» налогов. Рассматриваемая схема позволяет существенно минимизировать налоговые отчисления основного предприятия за счет экономии единого социального налога, поскольку работники целого подразделения в полном составе переводятся в транспортную компанию, а она, в свою очередь, применяет специальный налоговый режим (упрощенная система налогообложения или ЕНВД) и не является плательщиком данного налога. Вместо него будут уплачиваться только отчисления на обязательное пенсионное страхование работников транспортной компании (14% от ФОТ), что и позволяет говорить о сохранении их социальной защищенности.

Эта схема тоже имеет свои недостатки, которые носят в основном организационный характер. Предприятие по сути не имеет законной возможности влиять на качество работы персонала транспортной компании, поскольку указанные работники не состоят в его штате. То есть влияние это осуществляется не традиционными административными методами (выговор, решение премии, принятие управленческих решений…), а «по понятиям». Решить данный вопрос юридически можно путем подробного урегулирования соответствующих прав и обязанностей сторон в договоре, установив, например, штрафные санкции за некачественные услуги (неготовность или опоздание транспорта под загрузку, опоздание в пункт назначения, повреждение или утрата груза и т.п.). Кроме того, следует учесть неизбежные расходы на создание юридического лица или регистрацию индивидуального предпринимателя, ведение учета и дополнительного документооборота, сдачу отчетности. В дальнейшем, при грамотном применении схемы, указанные расходы с лихвой компенсируются.

В случае если собственных транспортных средств в компании нет, но используются внешние перевозчики (автотранспортные предприятия), схему можно трансформировать следующим образом (см. рис 2).

 

Рис. 2. Взаимодействие между участниками схемы в случае отсутствия в компании собственного автопарка

Основное предприятие работает с дружественной фирмой или индивидуальным предпринимателем, которые, в свою очередь, заключают договор аренды транспортного средства с экипажем с внешним контрагентом, специализирующимся на данном виде деятельности. Основной риск работы с арендодателем заключается в том, что в случае налоговой проверки предприятию придется доказывать, что транспортные услуги им оказывает именно «свой» контрагент. В противном случае налоговые органы могут оспорить заключенный между сторонами договор, пересчитать налоги и начислить штрафные санкции.

Кроме аренды транспорта с экипажем можно воспользоваться и механизмом «субперевозки» (по аналогии с субподрядом): «наша» транспортная компания может привлечь внешнее автотранспортное предприятие  по договору перевозки для выполнения рейсов для основного предприятия. В этом случае она как бы «перепродает» автотранспортную услугу внешнего перевозчика основному предприятию с некоторой наценкой. Эта наценка и есть выведенная с него прибыль. В этом варианте наша транспортная компания ЕНВД применять не может, т.к. не имеет собственных машин (возможна только «упрощенка»).

Как обосновать затраты

Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным ст.252 Налогового кодекса РФ: обоснованность, документальное подтверждение, направленность на получение дохода. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными – затраты, направленные на получение дохода, соответствующие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Применительно к договорам, которые значительно увеличивают затраты налогоплательщика, выполнение указанных требований должно соблюдаться неукоснительно. В случае проверки налогоплательщик должен суметь обосновать их необходимость в текущей деятельности предприятия и предъявить грамотно оформленную документацию. Я бы предложил следующий вариант использования данной нормы в отношении рассматриваемой схемы.

Деловая цель («легенда») обособления транспортной компании состоит в следующем. Работники соответствующего подразделения предприятия решили заняться предпринимательской деятельностью и самостоятельно оказывать автотранспортные услуги. Зная высокий уровень квалификации специалистов, и учитывая, что после перехода на «хозрасчет» их заинтересованность в конечном результате будет только повышаться, основное предприятие заключает с ними соответствующий договор. Данный тезис желательно подтвердить фактами, указывающими на экономическую целесообразность привлечения сторонней организации с точки зрения ответственности, качества, сроков в сравнении с содержанием собственных структур, занимающихся подобной деятельностью. Например, можно указать на существенную экономию накладных расходов в части содержания персонала транспортного подразделения (имеется в виду зарплата и налоги с нее, а также подбор, обучение, аттестация, оплата пособий по временной нетрудоспособности, содержание рабочих мест и транспорта и т.д.). Также можно апеллировать к фактору сезонности, поскольку в некоторых видах бизнеса он существенно влияет на количество заказов, а гражданско-правовой договор позволяет удовлетворять временные потребности организации в трудовых ресурсах.

Возможен другой вариант «легенды»: работа собственного транспортного подразделения нас не устраивала (низкое качество и трудовая дисциплина, частые поломки и опоздания, случаи порчи и недостачи груза и т.п.). Единственный способ с этим бороться – придать ему хозяйственную самостоятельность, поставить в рыночные условия работы и платить только за качественные перевозки, а за некачественные – взыскивать неустойки. Это значительно повысило мотивацию и производительность труда, а значит и качество выполнения транспортной функции.

Оформление услуг происходит в общепринятом для этой сферы деятельности порядке: договор, заявки (возможно в устном виде), путевые листы, товарно-транспортные накладные и др. Особое внимание следует уделять составлению ежемесячных актов приемки оказанных услуг. Данный документ должен содержать перечень и объем оказанных услуг и работ, а также обоснованный расчет их стоимости за конкретный период.

Учитывая, что рассматриваемая схема используется для вывода прибыли с основного предприятия, стоимость услуг транспортной компании неизбежно придется завышать. В соответствии со статьями 421, 424 Гражданского кодекса РФ, стороны свободны в заключении договора, исполнение которого оплачивается по цене, установленной их соглашением. При этом необходимо учитывать положения ст. 40 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, закрепленному в указанной статье, установлена презумпция соответствия цены сделки, указанной сторонами, рыночной (пока не доказано обратное). В случаях, когда сделки заключаются между взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), а также при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы имеют право проконтролировать цену сделки и доначислить налог и пени исходя из рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги при сопоставимых условиях.

Исходя из этого, я дам рекомендации, позволяющие предприятию избежать налоговых рисков при применении указанной схемы. Во-первых, зависимость (аффилированность) основного предприятия и транспортной компании недопустима. Если предприятие ранее не пользовалось транспортными услугами сторонних (внешних) перевозчиков, проследить существенное отклонение цен не представляется возможным (не с чем сравнивать). Следовательно, можно с самого начала установить высокие цены на услуги транспортной компании. Тогда применить ст. 40 НК у налоговиков оснований не будет (при отсутствии зависимости транспортной компании и основного предприятия). Если предприятие ранее пользовалось услугами сторонних перевозчиков, завышать стоимость услуг «дружественного» перевозчика следует постепенно.

Высокую цену можно аргументировать договорными условиями, определяющими ответственность сторон. Например, можно сказать, что транспортная компания несет большую ответственность (200 – 300 процентов от стоимости груза, а если это не компенсирует косвенный ущерб и упущенную выгоду – то в полном размере ущерба и упущенной выгоды) за его утрату, недостачу или повреждение в дороге, выплачивает значительную неустойку в случае просрочки его доставки к месту назначения, при выполнении ремонтных работ предоставляет повышенный гарантийный срок и т.д. Таким образом, высокие цены на услуги транспортной компании обосновываются высокой «платой за риск», который берет на себя перевозчик. Основное предприятие же как бы страхует на свою ответственность перед контрагентами за просрочку доставки грузов и свои убытки от некачественной или несвоевременной перевозки. Таким образом, заключение договора на автотранспортное обслуживание по завышенным ценам будет иметь правдоподобное обоснование.

Также можно установить цены за необычные на рынке автотранспортных услуг единицы измерения – это сделает невозможным сравнение с рыночным уровнем цен. В данном виде деятельности деньги за перевозку можно брать не в зависимости от времени или пробега транспортных средств, как это делается обычно, а за нестандартные единицы измерения, например тонно-километры перевезенных грузов или за количество рейсов по определенному маршруту, да еще с учетом факторов, делающих каждую перевозку уникальной – характера груза (ценный – не ценный, скоропортящийся – нет, хрупкий – нет и т.п.), его веса, скорости перевозки (экспресс-доставка всегда дороже), времени года и суток (ночью дороже), количества водителей, типа автомобиля, и т.п. вплоть до состояния дорожного покрытия на пути следования. В этом случае найти сопоставимую цену за аналогичные перевозки и применить ст. 40 Налогового кодекса будет невозможно, а подвергнуть сомнению обоснованность цены – крайне затруднительно.

Одновременно с завышением стоимости услуг можно еще в разумных пределах завышать и их объем. Ведь проконтролировать, сколько грузов, на какие расстояния и по каким маршрутам реально было перевезено, налоговикам будет крайне затруднительно. Главное при этом – следить за грамотным оформлением первичной документации.

Как вернуть прибыль

Эффект от реализации любой схемы можно считать достигнутым только тогда, когда лицо, организующее ее, имеет возможность возврата выведенных им в ходе налоговой оптимизации финансовых потоков. Такой процесс называется рефинансированием. Рассмотрим возможные решения по его организации.

Если автотранспортные услуги оказывает индивидуальный предприниматель, можно применить схему «дарения», которая позволяет легально получать не учитываемые в бухгалтерском и налоговом учете наличные денежные средства на нужды основного предприятия. Вместо инкассирования выручки, предприниматель забирает наличные деньги из кассы в личное пользование (или снимает их с расчетного счета по чеку в случае безналичных расчетов). Затем, выступая уже как физическое лицо, дарит деньги третьим сторонам – владельцам бизнеса, их доверенным лицам, высокооплачиваемым работникам. Статья 159 Гражданского кодекса не требует в этом случае соблюдать письменную форму сделки. Данные выплаты не облагаются единым социальным налогом, являясь при этом легальным доходом получателей.

В части налога на доходы физических лиц ситуация с 2006 года сложнее. В настоящее время имеются разъяснения Минфина РФ о том, что доходы в виде дарения «иного имущества» (в т.ч. денег) между не родственниками налогом не облагаются. Необходиомсть в таких разъяснених возникла потому, что при буквальном толковании п. 18.1 ст.217 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 01.07.2005 г. №78-ФЗ такое дарение будет безналоговым только в том случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Тем не менее, это не означает, что о схеме придется забыть. Анализ данной нормы позволяет сделать противоречивые выводы относительно действительного смысла, который вкладывал законодатель в указанные положения.

С одной стороны, абзац первый пп. 18.1 ст.217 НК предусматривает освобождение от налогообложения всех доходов, полученных от физических лиц в порядке дарения, за исключением недвижимости, транспорта, акций, долей и паев. Указанное правило действует, если иное не предусмотрено данным пунктом, абзац второй которого содержит обязательное требование: доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае определенного субъектного состава участников сделки. При таком толковании можно сделать вывод, что от налогообложения освобождаются только те доходы, которые получают в порядке дарения члены семьи или близкие родственники, а доходы, получаемые в порядке дарения другими лицами, облагаются на общих основаниях.

С другой стороны, можно предположить, что в действительности законодатель хотел освободить от налогообложения полученные в порядке дарения доходы всех физических лиц, в том числе и «подарки» родственникам в виде недвижимости, транспорта, акций, паев и долей. Данное толкование возможно, если трактовать оба абзаца пункта 18.1 Налогового кодекса изолированно, при этом фразу «если иное не предусмотрено настоящим пунктом» относить к предложению «за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев», которое в данном случае будет касаться исключительно закрытого перечня имущества.

Рассматриваемая схема дарения не может быть применена в том случае, если транспортные услуги предприятию оказывает юридическое лицо. Здесь можно порекомендовать распределять всю прибыль транспортной компании на дивиденды учредителям, которые в дальнейшем будут передавать ее владельцам бизнеса по схеме дарения, либо это фактически будет часть оплаты труда (премии, бонусы) учредителей-работников транспортной компании или основного предприятия. Любое юридическое лицо при наличии соответствующей записи в Уставе и обязательном ведении бухучета вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год на общем собрании принимать решение о распределении чистой прибыли между его участниками. Прибыль распределяется пропорционально долям участников в уставном капитале. Дивидендная схема выгодна потому, что в данном случае налог на доходы удерживается по ставке 9 (а не 13) процентов (п. 4 ст. 224 НК РФ), а единый социаль­ный налог отсутствует, так как отсутствует налогооблагаемая база (п. 1 ст. 236 НК). В 2008 г. вообще возможна отмена налога на дивиденды.

Выведенными в ходе налоговой оптимизации денежными средствами владельцы бизнеса могут распорядиться по-разному: использовать на личные нужды или инвестировать в бизнес. В последнем случае лучше воспользоваться следующими способами.

В соответствии с п.11 ст.251 Налогового кодекса РФ, собственник (это должно быть физлицо), имеющий более 50 процентов вклада (доли) юридического лица, может передать своему предприятию денежные средства безвозмездно «в счет увеличения его доходов». Для этого достаточно оформить договор дарения, безвозмездной финансовой помощи или целевого финансирования. При этом в учредительные документы вносить изменения не нужно.

Единственным недостатком данного способа является то, что в случае выхода физического лица из числа участников общества, налогом на доходы физических лиц будет облагаться разница между суммой, полученной от реализации долей, и суммой, внесенной в уставный капитал, поскольку безвозмездные вклады в имущество общества в расчет не принимаются. Поэтому, кроме безвозмездной передачи, владелец бизнеса может также передавать имущество в уставный капитал юридического лица.

Можно использовать временные каналы финансирования с упрощенными процедурами движения финансовых потоков – займы. Традиционно используются займы, обычно беспроцентные, от учредителей компании как физических лиц. Их получение не приводит к возникновению облагаемой базы по налогу на прибыль (пп. 10 п. 1. ст. 251 НК) и НДС (ст. 146, ст. 39, пп. 15. п. 3 ст. 149 НК). Безусловно, вариант с займами далек от совершенства, поскольку структура баланса из-за роста заемного капитала постоянно ухудшается. Данный способ лучше использовать для решения текущих проблем предприятия.

Если предприятие зарегистрировано в Москве

И еще один совет. Если единый вмененный налог не введен в вашем регионе, а схема заинтересовала, можно обойти и это ограничение. Например, фирма зарегистрирована и работает в Москве, а транспортная компания или индивидуальный предприниматель зарегистрирован в Подмосковье, где, как известно, этот налог введен. На практике это не составит большого труда. Проконтролировать, где транспортная услуга была оказана фактически, не представляется возможным. Главное, чтобы по путевым листам и другим первичным документам каждая поездка начиналась и заканчивалась по месту регистрации компании-перевозчика. Для большей убедительности транспортный центр может иметь в данном регионе в аренде гаражи или другое недвижимое имущество.

Таким образом, при грамотном применении рассматриваемая схема полностью соответствует требованиям гражданского и налогового законодательства. Решение целесообразно и с точки зрения экономики предприятия, и с точки зрения налогообложения – экономится налог на прибыль, ЕСН, НДФЛ, налог на имущество и не «теряется» НДС (вычет по ГСМ и т.п.).

Для развертывания и сворачивания предложенной схемы необходим незначительный период времени и небольшие расходы. Главное, как я уже отмечал, – разработать грамотный документооборот, построенный в соответствии с действующим законодательством, традициями ведения бизнеса в компании, а также минимальными трудозатратами. При этом каждая сделка должна иметь деловую цель и экономический смысл (не только уменьшение налоговой нагрузки предприятия), чтобы у налогового органа не возникло сомнений в ее целесообразности.