+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Посредники не теряют актуальности

Статья опубликована в журнале
"Консультант", № 21, 2006 г.

Автор: Ольга Сизова, эксперт «Консультанта»

Одним из вариантов налоговой оптимизации являются схемы с использованием посреднических договоров. Однако у контролеров такие сделки заведомо вызывают подозрение, даже если они вполне правомерны. Разобраться в нюансах налогового планирования посреднических операций бизнесменам помог Артем Кузьминых, управляющий партнер компании «Кузьминых и партнеры», на своем консультационном семинаре. Организатором данного мероприятия выступила группа компаний «Основы Вашего Бизнеса»

В настоящее время Гражданским кодексом предусмотрены несколько типов посреднических сделок: договор комиссии, поручения и агентский договор. У этих операций общее содержание – один контрагент поручает другому совершить определенные действия в его пользу за вознаграждение. Однако между перечисленными договорами существуют некоторые различия.

Оттенки договоров

Артем Кузьминых подчеркнул, что главным признаком договора комиссии является то, что сделки заключаются от имени комиссионера, но за счет комитента. Тогда как при договоре поручения поверенный совершает юридические действия от лица доверителя. Особое внимание на семинаре было уделено агентскому договору, поскольку данная сделка дает ее участникам более широкие возможности работы. Так, согласно положениям Гражданского кодекса, при данной операции одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой (принципала) определенные действия от своего лица, но за счет принципала либо от имени последнего и за его счет. Очевидно, что содержание такой сделки может быть любым. Принципал вправе поручить агенту совершить как юридические действия, так и фактические, которые не несут правовых последствий. Например, последний может получать за принципала деньги или товар, заниматься поиском контрагентов и т. д.

Одно из важнейших требований к посредническому договору: он обязательно должен быть возмездным. За выполненное поручение агент получает от принципала вознаграждение. Определяя его, компаниям следует учитывать, что завышенная или, напротив, слишком маленькая ставка премии может насторожить инспекторов. В первом случае контролеры могут посчитать, что фирма намеренно выводит налоговую базу на посредника. Если ставка вознаграждения будет совсем низкая, то у инспекторов возникнут сомнения в экономической обоснованности такой сделки. Чтобы этого избежать, компаниям лучше всего придерживаться общепринятых правил и устанавливать вознаграждение в пределах 5–10 процентов от суммы договора.

Особенности использования

Чем же интересны посреднические операции для обоих участников сделки? Как правило, компании используют услуги посредников в том случае, когда сами не могут провести необходимые для бизнеса операции или не обладают важными связями и навыками. Безусловно, посреднику выгодно такое сотрудничество, ведь он обычно не имеет достаточных финансовых ресурсов, для того чтобы самостоятельно заключать крупные сделки. К тому же все имущество, участвующее в операции, ему не при- надлежит, поэтому риск потери собственных активов у посредника минимален. Посреднические операции вполне правомерны и регулируются действующим законодательством. Однако нередко фирмы заключают договоры комиссии, поручения или агентские, для того чтобы сэкономить на налогах. Неудивительно, что инспекторов настораживают такие сделки. Для того чтобы избежать претензий со стороны контролеров, компании должны тщательно планировать налоговые схемы с использованием посреднических договоров.

Власти стараются непрерывно модифицировать законодательство таким образом, чтобы у коммерсантов не осталось шансов недоплатить налоги в бюджет. По мнению Артема Кузьминых, фирмам прежде всего следует в реальном времени отслеживать все изменения, которые разрабатывают государственные деятели. Это необходимо компаниям для того, чтобы не запутаться в законодательных дебрях и провести грамотное налоговое планирование. Чтобы не вызвать ненужного интереса со стороны налоговых инспекторов, предприятиям лучше не переходить резко к использованию посреднических схем. Иначе у контролеров могут появиться сомнения в экономической обоснованности таких сделок. К примеру, будет выглядеть подозрительно, если фирма несколько лет работала без посредников и вдруг решила воспользоваться их услугами. Лучше компании заранее продумать такой переход и обосновать его документально. В частности, подтвердить необходимость перемен могут результаты маркетинговых исследований, значения финансовых показателей предприятия и т. д.

Нюансы агентского договора

Г-н Кузьминых отметил, что при заключении договора агентирования необходимо обратить внимание на его отличие от договора поставки, чтобы не допустить возможности переквалификации такой сделки. Для этого агентские правоотношения необходимо грамотно оформить:

  1. Агент должен действовать за счет принципала.
  2. Поручение агенту дается в виде письменного задания с подробной расшифровкой поручения. Например, нельзя написать просто «закупка товара». Задание необходимо детализировать. Как правило, поручение оформляется отдельными документами (на месяц или конкретную партию товара).
  3. По итогам задания или по истечении определенного времени агент обязан представить принципалу отчет о проделанной работе.
  4. Агент не формирует самостоятельно цену товара. Если все же он ее устанавливает, то это должно быть зафиксировано в договоре.
  5. Необходимо вести правильный бухгалтерский учет операций по агентскому договору.

Для того чтобы не дать контролерам возможности переквалифицировать агентское соглашение в договор поставки, отношения между агентом и принципалом должны быть документально оформлены. Так, партнерам следует позаботиться о наличии следующих бумаг:

  • агентского договора;
  • поручения;
  • отчетов агента;
  • накладных;
  • платежных документов;
  • других документов со ссылкой на договор.

К тому же агентское соглашение должно быть составлено таким образом, чтобы была ясна мотивация каждой из сторон для его заключения. На первом этапе партнерам необходимо получать существенную прибыль. Данная концепция вытекает из установленной законодателем презумпции деловой цели и следующего из него принципа экономической необоснованности. И только спустя какое-то время компании могут позволить себе подкорректировать суммы своих доходов, объяснив это, например, изменением ситуации на рынке. Это необходимо для того, чтобы инспекторы не могли связать использование агентского договора с экономией на налогах.

Варианты налогового планирования

При помощи посреднических договоров можно оптимизировать практически все налоги. Каждая компания самостоятельно определяет, на чем же именно ей сэкономить. На семинаре были подробно разобраны варианты планирования ЕСН, НДФЛ, налога на прибыль и НДС. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего следует вспомнить основные принципы налогообложения посреднических операций. Сделки по договорам комиссии, поручения или агентским соглашениям у комиссионера, поверенного или агента облагаются НДС и классифицируются как реализация услуг. В Налоговом кодексе все операции, совершаемые с целью получения прибыли, подразделяются на три вида:

  1. реализация товаров;
  2. реализация работ;
  3. реализация услуг.

Под услугой понимается деятельность компании, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления.

Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса, реализацией считается факт передачи права собственности на товары одним лицом другому. По всей видимости, для того чтобы продажа товаров конкретной организацией была признана реализацией, компания должна быть собственником данной продукции. В случае же когда комиссионер продает товар, такая деятельность не будет считаться реализацией для целей налогообложения. Ведь единственный собственник ценностей – комитент. Таким образом, именно для комитента, доверителя или принципала факт передачи права собственности на товары покупателю (при приобретении их покупателем у комиссионера, поверенного или агента) и будет являться реализацией данных товаров для целей налогообложения. Исходя из этого, у комиссионера, поверенного или агента налогооблагаемой базой по НДС будет являться не стоимость товара, а сумма вознаграждения за выполненное поручение.

Именно эту особенность посреднических отношений компании могут использовать при налоговой оптимизации. К примеру, рассмотрим, каким образом можно спланировать НДС.

Оптимизируем НДС

Г-н Кузьминых заметил, что полностью законно уменьшить суммы НДС вряд ли получится, однако уплату налога можно отсрочить. Выступающий рассмотрел два варианта посреднических схем для оптимизации налога. Одна из них фактически правомерна, но не совсем корректна, поскольку построена на использовании пробелов в законодательстве. Такой вариант оптимизации может пригодиться тем компаниям, которые применяют схемы ухода от НДС при помощи однодневок. Если фирма пока не готова выйти из тени и полностью работать «прозрачно», то какое-то время она может использовать данную схему как наименее рискованную.

Схема заключается в следующем. Неплательщик НДС (например, если компания применяет упрощенную систему налогообложения) в качестве принципала поручает агенту (плательщику НДС) по агентскому договору от своего имени закупить, а затем реализовать товар покупателям. С наценки НДС и налог на прибыль не уплачивается. Данные сборы заменяются единым налогом при УСН. Варианты схемы могут быть всевозможными. Например, сдача имущества в аренду через агента, предоставление персонала по схеме аутсорсинга через агента, оказание розничных услуг и т. п. Во всех случаях «теряется» НДС при том, что конечный покупатель принимает его к вычету. Агент действует и выставляет счет-фактуру покупателю от своего имени с налогом по ставке 18 процентов. Принципал НДС не перечисляет, так как не является плательщиком. Следовательно, прив- лечь его к ответственности нельзя. Это невозможно даже в том случае, если он сообщит агенту о своем статусе, и последний будет выставлять счета-фактуры покупателям с НДС. Позиция принципала будет сильнее, если он оповестит агента о своем статусе неплательщика данного налога, так как законодательство не содержит такого требования. Третьи лица без согласия принципала не могут узнать о его статусе неплательщика (ст. 102 НК РФ). Таким образом, при использовании данной схемы агент и покупатели не имеют информации о налоговом статусе принципала. По общему правилу агент должен выставить счет-фактуру с НДС. При этом он платит налог на добавленную стоимость лишь с суммы своего небольшого вознаграждения.

При использовании данной схемы следует учитывать некоторые риски. Во-первых, нарушается постановление правительства от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур...». Однако в данном случае агент может сослаться на то, что документ противоречит положениям Налогового кодекса. Согласно данному постановлению, посредник, осуществляющий продажу товаров от своего имени, должен выставлять счета-фактуры по товарам от своего имени на покупателя, а реквизиты этих документов передавать принципалу. В Налоговом кодексе же указано, что если агент реализует товары (работы, услуги) по договору от имени принципала, то и счет-фактура должен выставляться покупателю от имени последнего. Позиции покупателей в отношении вычета по НДС прочны – они не отвечают за третьих лиц и берут вычет по счету-фактуре.

Способ отсрочки НДС

Изменения в статью 167 Налогового кодекса, указывающие момент определения налоговой базы при исчислении и уплате НДС, обязали платить налог по ранней дате отгрузки либо оплаты товара. Между тем в классической структуре финансовых и товарных потоков продукция может реализовываться через региональные представительства либо напрямую клиентам, расположенным на удаленных территориях. При заключении с ними договора поставки возникает необходимость уплаты НДС при отгрузке товара. Перечисление налога на добавленную стоимость в этом случае можно отсрочить, если продавать ценности не напрямую, а через агента, заключив с ним агентский договор на продажу.

Второй вариант оптимизации налога на добавленную стоимость представляет собой схему с использованием посреднических договоров. Она позволяет применять такие соглашения для того, чтобы отсрочить НДС и налог на прибыль. В данном случае торговая деятельность заменяется посреднической. Таким образом, снимается с предприятия-посредника «груз» НДС с авансов и с неоплаченных нагрузок. В свою очередь, данная схема дает комитенту (принципалу) возможность отсрочить момент уплаты НДС и налога на прибыль до момента отгрузки конечному покупателю. Благодаря уменьшению выручки посредники минимизируют налоговые риски и могут вообще впоследствии перейти на УСН.

Юридическое обоснование схемы следующее. Согласно статье 167 Налогового кодекса, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Между тем налоговая база может быть определена только при наличии объекта налогообложения, то есть реализации товаров, работ или услуг (ст. 146 НК РФ).

При заключении договора агентирования (ст. 1005 ГК РФ) либо комиссии (ст. 990 ГК РФ) право собственности на товар к агенту или комиссионеру не переходит. Следовательно, при отгрузке либо передаче товара агенту (комиссионеру) не возникает объект налогообложения, а следовательно, и обязанность уплаты НДС.

У рассмотренной схемы есть определенные нюансы. Например, комиссионер должен прилагать копии или оригиналы подтверждающих документов по производственным расходам к своему отчету о выполнении поручения. Очень важно качественно оформлять все документы. Нежелательно, чтобы комитент (принципал) имел задолженность перед комиссионером (агентом). К тому же при использовании рассматриваемой схемы существует риск переквалификации договора.

Одно из важнейших требований к посредническому договору – он обязательно должен быть возмездным