+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Сведения о «прошлом» заработке: выдаем, получаем, проверяем.

Автор: Анастасия Урванцева

Статья опубликована в журнале "Активная бухгалтерия", №05, 2011г.

Минздравсоцразвития России наконец-то утвердило формы документов для предоставления сведений о заработке работника, необходимые для расчета социальных пособий, а также порядок проверки достоверности этих сведений.

С начала этого года средний заработок для расчета пособий определяется за 2 календарных года, предшествующих году наступления болезни. Причем учитываются доходы, полученные за этот период у всех работодателей. Это и обусловило необходимость появления документа, отражающего размер заработной платы и иных выплат и вознаграждений, на которые начислены страховые взносы у предыдущих работодателей.

Недавно Минздравсоцразвития России утвердило форму такой справки и порядок ее выдачи1. Таким образом, появился еще один официальный документ, который бухгалтерия должна подготовить для работника при его увольнении из организации.

Эта справка заполняется от руки черными или синими чернилами (шариковой ручкой) или составляется на компьютере. При этом подчистки и исправления в ней не допускаются, а подпись не должна закрываться печатью (см. Пример заполнения этой Справки на стр.).

Работодатель обязан выдать эту справку сотруднику в день прекращения работы, если последний был застрахован на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством у этого страхователя.

Если же вручить эту справку человеку в день прекращения работы невозможно, следует направить в его адрес уведомление о необходимости явиться за этим документом, либо о даче согласия на отправление справки по почте.

В случае, когда справка требуется бывшему сотруднику, она выдается по его письменному заявлению не позднее 3 рабочих дней со дня получения такого заявления. Это заявление может быть подано в организацию лично или по почте причем не только самим бывшим работником, но и его законным представителем или доверенным лицом.  Но имейте ввиду, если за справкой обращается доверенное лицо, то компании необходимо заручиться документами, удостоверяющими его личность и полномочия.           

Как проверить достоверность этих сведений?

В случае возникновения сомнений в подлинности справки о сумме заработка или достоверности содержащихся в ней сведений, компания имеет право проверить сведения о предыдущем работодателе, который выдал работнику этот документ.

Для этого необходимо направить запрос в территориальный орган Фонда социального страхования по месту регистрации прежнего работодателя2.

В запросе указываются все сведения о проверяемом страхователе, которые берутся из справки о сумме заработка, представленной работником (см. Пример заполнения Запроса на стр.). Форма такого запроса является унифицированной3. Что касается сроков егонаправления в территориальный орган Фонда социального страхования, а также получения ответа на этот запрос, то они законодательно пока не установлены.

Обратите внимание: новые работодатели не обязаны проверять достоверность сведений, указанных в справке, которая получена от работника, т.е. запрос о проверке этих сведений носит добровольный характер. Эту же логику подтверждает и установленная законодателем ответственность за достоверность сведений, отраженных в справке. Она предусмотрена только для тех физических и юридических лиц, которые выдали справку. В том случае, если предоставление недостоверных сведений повлекло завышение размера пособия, виновные лица возмещают ущерб Фонду социального страхования в порядке, предусмотренном гражданским законодательством5.

Однако, суммы излишне выплаченного пособия могут быть взысканы и с работника если он предоставил заведомо неверные данные о сумме своего заработка. Но сумма взыскания не может превышать более 20% причитающейся работнику суммы при каждой последующей выплате пособия или заработной платы. Если выплат больше не предполагается, задолженность придется взыскивать в судебном порядке6.

Если работник не может предоставить справку

В случае, когда работник не может предоставить справку о сумме заработка с предыдущего места работы, например, в связи с прекращением деятельности компании, новый работодатель (назначающий и выплачивающий пособие) имеет право получить эти сведения в территориальном органе Пенсионного фонда7.

Для этого направляется запрос в территориальное отделение Пенсионного фонда о представлении сведений о заработке застрахованного лица, которые формируются на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма, по которой нужно предоставить этот запрос, также утверждена Минздравсоцразвития России (см. Пример заполнения запроса на стр.)8.

Обратите внимание: для обращения в Пенсионный фонд в этом случае компании необходимо получить от работника письменное заявление, для которого также предусмотрена унифицированная форма9.

После получения (регистрации) этого заявления от работника  компания должна направить запрос в Пенсионный фонд в течение 2 следующих рабочих дней.

 Если работник за 2 предшествующих года работал не у одного, а сразу у нескольких «пропавших» работодателей, то запросы о предоставлении сведений и заявления работника оформляются отдельно по каждому из них.

На подготовку ответа территориальному  органу  Пенсионного фонда отводится 10 рабочих дней с момента получения запроса. Ответ направляется обычной почтой или в форме электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.

________________

(1) - Приказ Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 №4н

(2) - пп. 4 п.1 ст.4.1 Закона № 255-ФЗ, п. 1 Порядка утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 года № 20н

(3) -  Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 года № 20н

(4) - ст.15.1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ)

(5) - ст.15 ГК РФ

(6) - ч. 4 ст.15 Закона № 255-ФЗ

(7) - п. 3 Приложения № 3, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 №21н (далее — Приказ № 21н)

(8) - Приложение № 2 к Приказу №21н

(9) - Приложение № 1 к Приказу №21н