+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Лизинговая деятельность и налоговое планирование

Статья опубликована в журнале
"Иностранный капитал"

Автор: Михаил Соболев, Ведущий консультант Группы компаний Consulco International

Договор лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (далее – лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее – лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Закон РФ «О финансовой аренде (лизинге)», ст. 2.

В снижении налогов заинтересованы все! В том числе и государство.

Лизинг может быть чрезвычайно полезен при налоговом планировании как для производителей товаров и услуг, так и для потенциальных инвесторов, располагающих свободными денежными активами. При грамотном использовании возможностей, предоставленных законодателем, можно легальными методами достичь оптимального соотношения размеров прибыли и налоговых платежей.

Надо сказать, что наблюдается уникальная ситуация: в случае лизинга интересы участников сделки и государства по снижению налоговых платежей совпадают.

Лизинговая деятельность является одним из видов инвестиционной деятельности (см. Закон РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 года с изменениями (см. Закон № 10-ФЗ от 29.01.2002 г.), далее – «Закон»), который оказывает максимально положительное влияние на развитие реального сектора экономики, внедрение новых технологий, создание рабочих мест для квалифицированных специалистов. При осуществлении лизинговых схем российские производители без существенных затрат собственных средств получают возможность интенсивного обновления парка машин и оборудования, на котором могут наладить изготовление конкурентоспособной, импортозамещающей или достойной для отправки на экспорт продукции. Некоторые виды товаров (как правило, очень дорогостоящие, например самолеты гражданской авиации) возможно приобрести почти исключительно за счет лизинговых схем. И если продукция активно закупается в качестве лизингового имущества, то за счет этого увеличиваются не только объемы ее сбыта, общий рост производства предметов производства, но растут и профессиональный уровень, доходы населения. Все это чрезвычайно важно для уровня экономической безопасности России.

Понятно, что чем меньше налогов выплатят лизингодатели, тем активнее развивается их бизнес, интенсивнее идет процесс обновления основных производственных фондов отечественных предприятий. Значит, они могут произвести и продать больше качественной продукции. Тем больше прямых (например, в виде налогов) и косвенных выгод (устойчивый экономический рост и стабильность общества) получит государство. Именно для этого в России установлены существенные фискальные льготы и специальные налоговые режимы для операций, связанных с лизинговыми сделками.

Особенно ощутимые результаты наблюдаются при международном лизинге, и в статье мы рассмотрим случаи, при которых лизингодатель является нерезидентом Российской Федерации, а предмет лизинга может производиться как в России, так и за рубежом.


В чем основные преимущества лизинга? 

Для приобретения оборудования надо найти деньги. Даже если они есть у предприятия, то их отвлечение на покупку имущества создает определенные трудности. Мало кто в России может похвастаться избытком оборотных средств, а при их явном недостатке невозможно закупать сырье и материалы, платить заработную плату, проводить исследовательские и рекламные кампании, осуществлять другие необходимые выплаты.

Выход можно найти в получении кредита. Но российские банки с неохотой кредитуют на длительный срок, а в короткие сроки оборудование обычно окупается редко. Да и проценты, которые придется выплачивать, - достаточно тяжелая ноша для предприятия. Если же учесть отмену в 2001 году льготы по таможенным платежам при ввозе уникального оборудования, то можно сказать, что предприниматель поставлен в очень жесткие условия, и у него просто может не хватить сил на развитие.

В случае если компания берет оборудование в лизинг, она не отвлекает в одночасье какие-либо серьезные сумы. Она начинает производить на новом оборудовании продукцию, продавать ее и уже из выручки платить лизингодателю. Такие платежи могут быть «растянуты» на сроки, сопоставимые со сроками амортизации оборудования.

«Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Суммы этих платежей относятся на затраты, связанные с производством и (или) реализацией». 
П.1, ст. 28 Закона

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга. Эта норма дает возможность создавать больший или меньший доход у того участника лизинговой сделки, у кого ставка налога на прибыль ниже или налог вообще отсутствует.

Оборудование может находиться на балансе лизингодателя, и именно он платит налог на имущество. Причем, может применяться ускоренная амортизация имущества с коэффициентом до 3, что дает дополнительные выгоды. Эта льгота, определенная Законом Российской Федерации, признана и налоговыми органами (см. Письмо Департамента методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС РФ от 27.12.99 №02-5-10/377, в котором делается вывод о правомерности учета для целей налогообложения амортизационных отчислений, начисленных субъектами лизинга в ускоренном порядке). В ряде случаев иностранный лизингодатель на законных основаниях не платит налог на имущество в России, а то, что он находится под защитой законодательства о иностранных инвестициях, позволяет надеяться на снижение имущественных рисков при ведении деятельности на российской территории.

Банкам, получающим доходы от кредитования лизинговых операций, может быть предоставлено право не платить налог на прибыль с процентов, получаемых по таким кредитам. Во многих регионах местным законодательством предусмотрены налоговые льготы для лизинговых компаний, администрациями территорий созданы специальные фонды развития этого бизнеса, есть соответствующая программа и на федеральном уровне. В стране действуют несколько общественных организаций, чья деятельность направлена на оказание информационной, консалтинговой поддержки лизинга.

Наиболее выгодным является международный лизинг. И это понимают иностранные инвесторы, причем у многих из них есть успешный опыт ведения этой деятельности на Западе.


В чем выгоды международного лизинга? 

Для ведения лизинговой деятельности в России иностранная компания не обязана создавать представительство или филиал, иметь зарубежную или российскую лизинговую лицензию (это требование отменено в России с февраля 2002 года). Она заключает с российским предприятием договор лизинга, за счет заемных или собственных средств по поручению лизингополучателя закупает предмет лизинга и поставляет его российскому партнеру. Купить его она может как за рубежом, так и в России, в том числе и у самого лизингополучателя.

Если учесть то, что, лизинговое имущество по окончании договора может перейти в собственность российского предприятия, операция очень похожа на импорт имущества с рассрочкой платежа или кредитование нерезидентом российского предприятия. Но в таком случае закончить оплату необходимо в жесткий срок, определенный для текущих валютных операций. А при лизинговом договоре любой режим платежей не будет приводить к квалификации сделки, как операции, связанной с движением капитала и необходимости получать специальное разрешение органов валютного контроля (см. ст. 34 Закона).

Иностранный лизингодатель для закупки имущества может без излишних административных барьеров кредитоваться в российском банке. Если, конечно, его устроят условия.

С 1 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 115ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Данный закон имеет непосредственное отношение к осуществлению лизинговой деятельности, поскольку лизинговые сделки на сумму равную или превышающую 600.000 рублей подлежат обязательному контролю. В связи с этим лизинговые компании (в том числе и иностранные, ведущие деятельность в России через аккредитованные обособленные подразделения) обязаны предоставлять сведения по указанным сделкам в соответствующий уполномоченный орган - Комитет РФ по финансовому мониторингу. Однако, если лизингодатель не имеет обособленного подразделения в России, эти требования его не касаются, а значит и не возникает лишних бюрократических процедур.

В случае, если россиянин ведет лизинговую деятельность от имени иностранной компании за рубежом, этому предприятию нет необходимости выполнять множество ограничений, которые присутствуют у подобных российских компаний. Не является такое предприятие и плательщиком российских налогов. В случае получения дивидендов от иностранной компании, российский акционер и после 1 января 2005 года будет платить налог на доход по ставке всего 6%, а не 10%, которая установлена для дивидендов, получаемых от российских предприятий.


Преимущества таможенных режимов при международном лизинге

Если лизинговое имущество ввозится иностранным лизингодателем, то можно и выгодно использовать режим временного ввоза или специальный режим, который определен в Законе «О финансовой аренде (лизинге)».

Оба режима предусматривают, что сумма таможенных сборов и пошлин будет уплачена не так, как это обычно бывает при ввозе имущества для свободного обращения:

  • в первом случае можно «растянуть» уплату таможенной пошлины и НДС на срок до 34 месяцев без уплаты процентов за эту «рассрочку»; 
  • во втором случае можно платить все таможенные налоги и тарифы лишь с суммы оплаченной части таможенной стоимости имущества, а в дальнейшем их уплата производится одновременно с получением лизинговых платежей или в течение 20 дней с момента получения платежей.

Рассмотрим эти варианты подробнее. 

В случае ввоза лизингового имущества иностранной компанией в режиме «временный ввоз» применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (Таможенный кодекс РФ, ст. 212, п. 2). Периодичность уплаты определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, с согласия таможенного органа (Таможенный кодекс РФ, ст. 212, п. 3).

Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения… (Таможенный кодекс РФ, ст. 212, п. 5).

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения… (Таможенный кодекс РФ, ст. 212, п. 4).

Срок временного ввоза товаров может устанавливаться до двух лет. Для отдельных видов товаров Правительство может устанавливать иные сроки. В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории России, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца (Таможенный кодекс РФ, ст. 213).

Таможенный режим временного ввоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения.

В этом случае таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения, за исключением случая, предусмотренного п. 5 статьи 212 Кодекса. Декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

При определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, производится зачет сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 212 Кодекса. Причем, в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 212 Кодекса, никакие проценты за предоставленную рассрочку не уплачиваются.

Значит, с точки зрения налогового планирования, выгоднее всего ввозить лизинговое имущество иностранной компанией в режиме временного ввоза на 34 месяца, затем менять его на режим выпуска для свободного обращения, без уплаты процентов за фактическую рассрочку таможенных платежей. Причем, лизинговое имущество может законно передаваться российскому лизингополучателю, который может самостоятельно платить все налоги и сборы, определенные при режиме временного ввоза (см. ниже выдержки из ст. 211 Кодекса).

С разрешения таможенного органа допускается передача временно ввезенных товаров в пользование иному лицу, которое может выступать в качестве декларанта в соответствии со статьей 126 Кодекса, если это лицо берет на себя обязательство соблюдать условия режима временного ввоза. При этом лицо, первоначально получившее разрешение на временный ввоз, должно уплатить таможенные пошлины, налоги за период, когда оно использовало товары в соответствии с режимом временного ввоза, если к товарам применяется частичное условное освобождение в соответствии с пунктом 2 статьи 212 Кодекса.

18 июня 2004 года увидело свет Письмо ГТК РФ № 01-06/22236 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов». В нем заместитель председателя Комитета генерал-полковник таможенной службы А.Е.Жерихов дает разъяснения и в части определения таможенной стоимости имущества, ввозимого по договорам «международного финансового лизинга и аренды» (сохранен стиль письма).

«Согласно пункту 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее - Закон) при определении таможенной стоимости включение в цену сделки, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар, процентов за отсрочку или рассрочку оплаты не предусмотрено.

В этой связи, суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты не включаются в таможенную стоимость товаров при соответствующем подтверждении таможенному органу заявленных сведений о цене сделки и сумме процентов за отсрочку или рассрочку оплаты. …рекомендуется принимать во внимание одновременное соблюдение следующих условий:

  • наличие в договоре раздельного указания цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, и суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты; 
  • определение в договоре условий в соответствии с общими правилами о договоре купли-продажи, а также условий оплаты товара, связанных с предоставлением отсрочки или рассрочки оплаты (размер процента, взимаемого с заемщика; сроки оплаты цены сделки и процентов; документы, на основании которых будет производиться оплата, и т.д.); 
  • документальное подтверждение цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, которая может быть принята в основу определения таможенной стоимости; 
  • размер процента за отсрочку или рассрочку оплаты не превышает среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам в связи с отсрочкой или рассрочкой оплаты за товары, ввезенные одновременно с оцениваемыми товарами, или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. При отсутствии данных о таких обязательствах и (или) если есть основания полагать, что такие данные не являются достоверными, для целей контроля таможенной стоимости предельная величина процентов может считаться равной 15 процентам, как установлено статьей 269 НК.

Приведенные условия в отношении процентов за отсрочку или рассрочку оплаты товаров могут использоваться при применении всех методов определения таможенной стоимости, установленных разделом IV Закона. При ввозе товаров по договорам международного финансового лизинга, которыми предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга, при выполнении приведенных выше условий суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты также не включаются в таможенную стоимость товаров».

Приведен пример расчета таможенной стоимости при ввозе товаров по договорам аренды и международного финансового лизинга без перехода права собственности к лизингополучателю.

Это письмо – по сути, признание того, что многие годы не принимали чиновники таможни. Ведь ранее они с завидным упорством пытались взять с участников лизинговых договоров таможенные платежи, рассчитав их со всей суммы лизингового договора, включая в эту сумму и доход лизингодателя, который с экономической точки зрения и является теми самыми «процентами за рассрочку оплаты». Ну, а так как участники внешнеэкономической деятельности обычно не расположены конфликтовать с таможней, по сути это приводило к тому, что на практике международный лизинг не был настолько экономически привлекателен, как в теории. Теперь есть надежда, что он выйдет на достойный уровень, а российские лизингополучатели получат больше современного зарубежного оборудования за меньшую цену и смогут производить больше конкурентоспособной продукции.

Если участники сделки решили воспользоваться режимом, предоставленным законом «О финансовой аренде (лизинге)», то 34-я статья Закона гласит:

«Уплата таможенных налогов и тарифов производится:

  • на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
  • в дальнейшем уплата таможенных платежей производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей.
Установленный настоящей статьей порядок (система) оплаты таможенных платежей не считается отсрочкой таможенных платежей или инвестиционным налоговым кредитом».

То есть закон устанавливает оптимальный вариант, который, к сожалению, не нашел своего отражения в Таможенном кодексе России (см. письмо ГТК РФ от 24 мая 1999 года № 01-15/14858 «О применении Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ «О лизинге»). Скорее всего таможенные органы будут против применения этого варианта, и доказывать свою правоту придется через суд, который может указать им на то, что именно законом «О финансовой аренде (лизинге)» законодатель определил режим уплаты таможенных платежей при международном лизинге. Так в подобной ситуации, своим Постановлением от 15.07.02 № А36-196/8-01 ФАС Центрального округа постановил вернуть таможенные платежи, уплаченные налогоплательщиком сверх предусмотренных Законом о лизинге. По мнению суда, в Таможенном кодексе не определен порядок уплаты таможенных платежей при осуществлении международного лизинга, поэтому применение Закона о лизинге правомерно.

Хотелось бы обратить внимание на подходы российских таможенных органов.

Никто не будет спорить с тем, что сотрудники таможни стоят на страже интересов государства и заботятся о наполняемости бюджета. Но невозможно согласиться с принципом «наполнять бюджет любой ценой», даже путем неисполнения закона, например, закона «О финансовой аренде (лизинге)», в той части, где прописаны особенности порядка уплаты таможенных налогов и тарифов (ст. 34, п.п. 3 и 4). Или путем выдумывания таких способов получить деньги с участников инвестиционной деятельности, при которых они вынуждены увеличивать свои таможенные выплаты более чем вдвое. Несомненно, в теории, налоговые поступления при таком подходе должны возрасти, но на практике руководители хозяйствующих субъектов вынуждены отказываться от применения режимов, специально закрепленных законом в целях повышения инвестиционной привлекательности лизинга. Таким образом, чиновник под благовидным предлогом не только грубо попирает Закон, но и создает реальный барьер на пути технологической модернизации производства.

Действительно, специальные режимы таможенных налогов при лизинге не прописаны в Таможенном Кодексе, но ведь их особо оговорил легитимный законодатель и закрепил в специальном федеральном законе. Логика законодателя ясна, эти льготы и особые режимы возникли не на пустом месте и не вследствие злого умысла. Однако ГТК почему-то склонен выискивать причины не признавать этот закон и оправдания не выполнять его. Что это? Сознательный саботаж или детская наивность?

В случае споров с таможней арбитражные суды различных инстанций до сих пор достойно защищали права лизингодателей. Конечно, эти процессы отнимали дорогое время у бизнесменов, снижали доверие инвесторов к России как к правовому государству, приводили к снижению инвестиционной привлекательности страны. Объем публикации не позволяет остановиться на этой теме подробнее, но можно самостоятельно изучить, например, материалы дела по иску компании «Транско» (Санкт-Петербург 1999 год), письмо ГТК РФ от 24.05.99 № 01-15/14858 «О применении Федерального Закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О лизинге», решение Верховного Суда РФ от 29 ноября 2000 г., распоряжение ГТК России № 702-р от 3.08.2001, решение Верховного Суда РФ от 23.01.2002 (о признании недействительными и не порождающими правовых последствий пунктов 3 и 4 Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров).

Особенности уплаты НДС при лизинге

В сделках международного лизинга, в которых имущество ввозится на территорию России, обязательство по исчислению и уплате НДС возникает дважды. Первый раз объектом налогообложения НДС является ввоз товаров на территорию РФ (подп. 4 п.1 ст. 146 НК РФ). Второй раз – при получении лизингодателем платежей от лизингополучателя. Лизинговый платеж представляет собой плату за услуги, непосредственно связанные с движимым или недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ (подп. 1, 2 ст. 148 НК РФ).

Рассмотрим порядок особенности уплаты и возмещения НДС в каждом из перечисленных случаев.

1. НДС при ввозе предмета лизинга на территорию РФ

При ввозе товаров на территорию РФ декларант должен уплатить в бюджет НДС по ставке 18 процентов. Налоговой базой для расчета НДС является сумма таможенной стоимости имущества и таможенной пошлины. Если ввозятся подакцизные товары, то налоговая база увеличивается на сумму акциза.

Порядок уплаты «ввозного» НДС зависит от применяемого таможенного режима. Предмет лизинга может быть растаможен в режиме «Выпуск для свободного обращения» и «Временный ввоз». При помещении имущества под таможенный режим «выпуск для свободного обращения» НДС уплачивается единовременно и в полном объеме. Никаких рассрочек по уплате этого налога не предоставляется.

Режим «временного ввоза» представляет для участников лизинговой сделки определенные преимущества. При нем уплата НДС осуществляется ежемесячно, в размере 3% от суммы, которая бы подлежала уплате в случае ввоза имущества в режиме «выпуска для свободного обращения». Рассрочка по уплате НДС по основным средствам предоставляется на срок до 34 месяцев (ст. 213 Таможенного кодекса РФ).

НДС, уплаченный на таможне, подлежит вычету (возврату) на основании статьи 171 НК РФ. Но порядок вычета различается в зависимости от того, кто будет уплачивать НДС: лизингодатель, иностранная компания или лизингополучатель - российская компания.

Условия вычета (возврата) НДС для лизингодателя – иностранной компании

Обязательное условие для получения права на вычет «ввозного» НДС – иностранная компания должна встать на налоговый учет (п. 4 ст. 171 НК РФ).

НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе оборудования (других материальных ценностей) на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза, переработки вне таможенной территории, принимается к вычету в соответствии со ст. 171 НК РФ, если:

  1. Ввезенные материальные ценности предполагается продать или использовать на территории Российской Федерации при осуществлении операций, облагаемых НДС (лизинговые платежи облагаются НДС). 
  2. Ввезенные материальные ценности приняты к учету в соответствии с первичными документами (допустим, ввезенные ОС поставлены на баланс иностранной компании или представительства. При этом, если никакой иной деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства (в налоговом смысле!), иностранная компания не будет вести, то ее лизинговая деятельность не образует постоянного представительства (п. 1.7. ст. 309 НК РФ), и объекта налогообложения по налогу на имущество в РФ не возникает. Не возникает и налогообложения прибыли, если иностранная компания имеет право воспользоваться режимом соответствующего Соглашения об избежании двойного налогообложения. 
  3. У налогоплательщика имеются документы, свидетельствующие об уплате налога: ГТД, а также другие документы, подтверждающие ввоз материальных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации; 
  4. Сумма НДС отражена налогоплательщиком – иностранной организацией в книге покупок*

При соблюдении перечисленных выше условий, уплаченный таможенным органам НДС может быть принят к вычету. Так как вернуть НДС из бюджета РФ иностранной компании достаточно проблематично (государство предпочитает пользоваться чужими деньгами бесплатно), то возмещать уплаченные суммы налога при режиме ввоза «выпуск товаров для свободного обращения» (при отсутствии другой деятельности) можно только по мере поступления лизинговых платежей от российской компании.

В случае применения режима временного ввоза иностранный лизингодатель может получать лизинговые платежи, платить «таможенный» НДС, а затем уже платить НДС с сумм лизинговых платежей за вычетом сумм уплаченного «таможенного» НДС. Поэтому оптимально ввозить имущество именно в режиме «временный ввоз».

Если иностранная организация не состоит на налоговом учете, то принять к вычету суммы НДС, уплаченные при ввозе имущества по договору лизинга, сама она не сможет.

Условия вычета «ввозного» НДС для лизингополучателя – российской компании

Так как лизингополучатель изначально является налогоплательщиком на территории РФ, состоит здесь на налоговом учете, то право на вычет сумм НДС, уплаченных на таможне, возникает на основании статьи 171 НК РФ. Так как лизинговое имущество оплачивается в рассрочку, то важным для налогообложения лизинговых операций будет позиция МНС России, изложенная в Методических рекомендациях по применению главы 21 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. № БГ303/447. В п. 44 этого документа сказано, что «суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на таможенную территорию Российской Федерации подлежат вычету в указанном выше порядке, независимо от факта оплаты продавцу указанных товаров».

Если лизинговое имущество остается на балансе лизингодателя, то в настоящее время спорным является вопрос относительно возможности принятия к вычету суммы НДС, уплаченного на таможне. Ведь в этом случае, лизингополучатель - российская компания ставит имущество на забалансовый счет. Налоговые органы считают, что принять к вычету суммы НДС при условии, что имущество не поставлено на баланс налогоплательщика нельзя. Но такая позиция не соответствует Налоговому кодексу РФ. Правила ведения бухучета устанавливает Минфин России, который неоднократно отмечал, что для целей принятия НДС к возмещению не имеет значения, на балансовых или забалансовых счета учтено имущество (письмо Минфина России от 17 мая 2002 года № 04-03-08/18: 
«… согласно подпункту 5 пункта 1 данной статьи Кодекса, при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренным таможенным законодательством. Так, на основании статьи 72 Таможенного кодекса при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации оборудования по лизинговому контракту в таможенном режиме временного ввоза за каждый полный и неполный месяц налогоплательщиками уплачиваются три процента от суммы налога на добавленную стоимость, которая подлежала бы уплате, если бы ввозимое оборудование было выпущено для свободного обращения. 
Что касается порядка уплаты налога на добавленную стоимость по лизинговым платежам, то согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на ее территории. В таких случаях, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, по лизинговым платежам за используемое оборудование налог уплачивается налоговым агентом - лизингополучателем. 
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров, в том числе оборудования в таможенном режиме временного ввоза, подлежат вычетам, в случае использования указанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Кроме того, согласно пункту 3 данной статьи вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками, являющимися налоговыми агентами, при приобретении ими у иностранных лиц работ (услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации. 
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные как по оборудованию, ввозимому на территорию Российской Федерации по лизинговым контрактам, так и суммы налога, уплаченные по лизинговым платежам, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

После подчинения налоговых органов Минфину России есть надежда, что они прислушаются к мнению вышестоящей инстанции. К счастью, так и произошло.

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве на основании письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.06.2004 № 03-2-06/1/1420/22 о порядке применения налога на добавленную стоимость при приобретении лизингодателем имущества с целью последующей передачи его по договору лизинга, своим письмом от 14 июля 2004 г. № 24-14/46279 сообщило, в том числе, и следующее.

В соответствии со статьей 170 НК, вычеты сумм налога на добавленную стоимость, … уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, предназначенных для производственной деятельности, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

Особое внимание в письме уделено тому обстоятельству, что, хоть в соответствии с законодательством о лизинге, лизинговая деятельность и определяется как вид инвестиционной деятельности…, это не означает, что передача объекта лизинга лизингополучателю является передачей имущества инвестиционного характера. При передаче объекта лизинга лизингополучателю происходит не передача имущества в порядке инвестирования, а оказание платной услуги, являющейся объектом налогообложения.

Логика автора письма вполне понятна – по собственной инициативе отказываться от взимания какого-либо из налогов, тем более такого несложного для сбора, как НДС, налоговый орган никогда не решится. И хотя логика эта весьма своеобразна («инвестиционная деятельность не является инвестиционной»), не будем с ней спорить. Как и удивляться тому, что в нашей стране федеральная служба может так вольно трактовать федеральный закон – и не то видели в последнее время! Все равно в итоге тяжесть бремени НДС несет на себе конечный потребитель готовой продукции – человек, покупающий товар, работу или услугу.

Несколько менее выгодной, чем могла бы быть, будет деятельность тех субъектов предпринимательской деятельности, которые сами не являются плательщиками НДС, реализуют свою продукцию, работы или услуги населению и получают имущество в лизинг. Ведь они могли бы уменьшить свои лизинговые платежи как минимум на 18% от той части, которая является доходом лизингодателя. Да и расходы конечного покупателя могли бы снизиться.

Если бы налоговые органы признали верховенство буквы закона, то при платежах в адрес иностранного лизингодателя российский лизингополучатель не должен бы был исполнять обязанности налогового агента по НДС (меньше расход трудовых и иных ресурсов). А иностранный лизингодатель не сталкивался бы с необходимостью постановки на налоговый учет в России (пока иностранная компания не состоит на налоговом учете, она не может вычесть сумму НДС, уплаченного на таможне).

2. НДС при перечислении лизинговых платежей

Если иностранная организация – лизингодатель состоит на налоговом учете в РФ, то она самостоятельно исчисляет и уплачивает в бюджет НДС с суммы лизинговых платежей, поступающих от российской компании. Для этого иностранная компания должна предоставить лизингополучателю нотариально заверенную справку о постановке на налоговый учет, вести книгу учета покупок, выставлять счет-фактуру на каждый лизинговый платеж.

Если иностранный лизингодатель создал обособленное подразделение в России для исполнения этих «технических функций» «вспомогательного характера», то деятельность такого подразделения не приводит к образованию постоянного представительства в России (подпункты 4 и 5 п.4 ст. 306 НК РФ; подпункт 4-е ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Кипр и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал).

При отсутствии постановки на учет в налоговом органе иностранного лизингодателя обязанность по уплате НДС за него на основании статьи 161 НК РФ возлагается на лизингополучателя – российскую компанию, которая в этом случае становится налоговым агентом.

Объектом налогообложения будет вся сумма лизингового платежа, подлежащая перечислению иностранной компании - лизингодателю. Если российская компания, как налоговый агент, удержала и уплатила за иностранную компанию НДС в бюджет, она имеет право на вычет уплаченной суммы налога (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Уплата лизингодателем налога на прибыль.

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга (ст. 28 Закона «О финансовой аренде (лизинге)»). Соответственно, нет риска в возможных обвинениях о применении трансфертных цен. В случае если иностранный и российский партнер опосредованно принадлежат одним лицам, а российский лизингополучатель передает свою продукцию лизингодателю по минимальной цене, российская компания платит налог с минимальной прибыли, а основной доход возникает у лизингодателя. Надо учесть, что, правильно разработав схему реализации этой продукции в России или за рубежом, иностранный лизингодатель может легально получать максимальную прибыль, платить минимальный налог на прибыль только в стране налогового резидентства и создавать, таким образом, независимые инвестиционные резервы для дальнейшего развития предприятий группы.

Почему некоторые иностранные компании не платят российский налог на прибыль от лизинговой деятельности? Согласно п.7 Статьи 309 НК РФ доходы от лизинговых операций иностранной организации не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Они относятся к доходам из источников в РФ, извлекаемым не через постоянное представительство, и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Ставка налога – 20%, он должен быть удержан в бюджет при каждом платеже в пользу нерезидента.

Однако если между Россией и страной налогового резидентства иностранного лизингодателя существует соглашение об избежании двойного налогообложения, которым предусмотрены пониженные ставки налога при извлечении дохода не через постоянное представительство, то действуют правила международного соглашения. Некоторые из таких соглашений предусматривают полное освобождение от уплаты российского налога. Например, соглашение между Республикой Кипр и Российской Федерацией от 5.12.1998. А если учесть то, что кипрские предприятия платят на острове налог по ставке 10% (при этом основная часть дохода, получаемая кипрской компанией из России, может без особых трудностей переведена в безналоговую оффшорную юрисдикцию), то суммы налоговых платежей можно назвать номинальными. Становится понятно, почему многие иностранные, да и российские компании приходят в Россию и другие страны под видом кипрских предприятий, в том числе лизинговых.

О привлечении капиталов с Кипра теперь заботится не только МИД и Министерство экономического развития и торговли. Коренным образом изменилась позиция даже налогового ведомства! Так Письмом МНС РФ от 27 марта 2002 г. № ФС-6-26/360 «Обмен информацией» доведен список оффшорных зон и рекомендовано обращать особое внимание на операции с оффшорными предприятиями. В списке нет Республики Кипр (как нет его в подобных списках Украины и даже Беларуси), и теперь уже ничто официально не мешает поступлению капиталов в Россию через «кипрский канал» (напомню, что по данным Госкомстата, Республика Кипр – один из самых активных иностранных инвесторов в России). С 1 мая этого года она - полноправный член ЕС, что надежно защищает ее от различных инсинуаций недоброжелателей, которые были возможны в прошлом.

Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ. Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг определяется соглашением сторон (п. 2 ст. 7 Закона «О финансовой аренде (лизинге)»).

Суммы дополнительных услуг полностью включаются в производственные затраты российского лизингополучателя. Это позволяет в течение нескольких лет, пока существует договор лизинга, уменьшать базу по налогу на прибыль и формировать свободные средства на балансе иностранного предприятия для новых инвестиций.

Для того, чтобы не увеличивалась таможенная стоимость имущества, монтажные работы предмета лизинга можно выделить из лизингового контракта в отдельный договор. В этом случае, при применении дополнительного иностранного предприятия, не афилированного с первым, строительно-монтажные работы, выполняемые кипрским предприятием (например) в период, не превышающий 12 месяцев, не создают постоянное представительство в России в соответствии с условиями международного налогового соглашения, и прибыль кипрской компании налогообложению в России не подлежит.

Предусмотрена возможность передачи предмета лизинга и в сублизинг. В этом случае конечный российский лизингополучатель заключает контракт с российской компанией и не видит «за ее спиной» иностранную. Вариант может быть с успехом использован в обычном бизнесе российских лизингодателей, создавая оптимальные условия как по заключению контрактов с российскими или иностранными лизингополучателями, так и с точки зрения суммарных налоговых последствий. Конечно, нельзя забывать и о недопущении афилированности предприятий.

Как правило, срок договора лизинга рассчитывается так, чтобы с учетом применения ускоренной амортизации остаточная стоимость предмета лизинга после окончания договора была минимальной. 
Статья 31. Право сторон договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга 

  1. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. 
    Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. 
  2. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.

Имущество выкупается по остаточной стоимости. График лизинговых платежей составляется с расчетом того, насколько быстро надо получить основную прибыль лизингодателем, и насколько быстро лизингополучатель может (или ему выгодно, в целях налогового планирования) выплатить эту прибыль.

Особенности уплаты налога на имущество

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина в своем Письме от 10 июня 2004 г. № 03-02-05/2/35по вопросу налогового учета лизинговых операций напоминает следующее. «Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом. Пункт 7 статьи 258 Кодекса определяет, что имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга)».

Значит в случае, если российская лизинговая компания передает имущество и, согласно договору, оно учитывается на его балансе, возникают платежи налога на имущество, большие, чем в том случае, когда имущество передается по договору аренды или просто приобретено компанией для собственных нужд.

Однако, если лизингодатель иностранный, а его деятельность в России не приводит к образованию постоянного представительства (Налоговый кодекс России, ст. 309, п.1.7), и объектом лизинга не является недвижимость, то обязанность платить налог на имущество у него не вообще возникает (Налоговый кодекс России, глава 30 и п.4, ст. 22 налогового Соглашения между Кипром и Россией, если лизингодатель – резидент Кипра).

Снова выходит, что гораздо выгоднее быть иностранной лизинговой компанией, чем российской.

Также надо учесть, что ст. 23 Закона «О финансовой аренде (лизинге)» определено: 
«на предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя».

Это - очень важное положение в наше неспокойное время. Учет предмета лизинга на балансе иностранного лизингодателя позволяет минимизировать не только налог на имущество, но и свести к минимуму имущественные риски.

Если все сказанное выше свести в некую общую систему, то можно увидеть, как много стратегических преимуществ заключает в себе лизинг. Как много возможностей предлагает лизинговая деятельность для уменьшения непроизводственных расходов, которыми являются налоговые выплаты. Мало того, если иностранная компания-лизингодатель принадлежит россиянам (прямо или опосредовано), то международный лизинг в таком виде может быть и одним из вариантов решения задачи амнистии капиталов: они направляются в Россию, работают в реальном секторе экономики, благодаря этим деньгам обновляются основные производственные фонды российских предприятий и выпускается конкурентоспособная продукция.

Если вдумчиво отнестись к планированию деятельности предприятия, то можно создать варианты работы, при которых:

  • удастся свести к минимуму всевозможные риски, связанные с приобретением и использованием имущества и современных технологий, 
  • легально минимизировать налоговые отчисления, 
  • получить максимальную прибыль, продав конечную продукцию по конкурентоспособной цене.

Особенно эффективными являются варианты, применяемые внутри холдингов, групп компаний. Причем максимальную выгоду могут получить именно предприятия, расположенные в разных странах, но связанные между собой тесными деловыми отношениями. В том числе и отношениями международного лизинга.


* При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации основанием для регистрации в книге покупок счетов-фактур является таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу (п. 10 «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).