+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Оффшор в России. Правила и исключения

Статья опубликована в журнале
"Право и экономика". 2003. № 10

Автор: Владимир Денисенко

Юрист международной консалтинговой компании CONSULCO. Специалист по налоговому праву, экономике налогообложения.

Родился 2 августа 1966 г в г Москве. Окончил Государственный университет по землеустройству по специальности «юриспруденция» Имеет техническое и экономическое образование.

Автор ряда публикаций в профессиональных и деловых изданиях по проблемам международного налогового и финансового планирования, валютного регулирования, оптимизации налогообложения, использования межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Термин «оффшорный» («off-shore» — буквально, в переводе с английского, «вне берега») не является официальным, он используется сегодня в деловом обороте для определения экономической сути компаний международного бизнеса. Льготные налоговые и финансовые режимы предоставляются некоторыми государствами компаниям, отвечающим следующим условиям:

  • принадлежат нерезидентам страны регистрации;
  • не имеют рабочих офисов в стране регистрации и реально управляются из-за рубежа;
  • не имеют права извлекать доходы из местных источников, дабы не создавать конкуренции для местных компаний.

При соблюдении указанных условий такие компании:

  • не подлежат в стране регистрации никакому налогообложению;
  • ежегодно платят незначительную пошлину за продление регистрации;
  • сдают только минимальную юридическую отчетность, финансовой отчетности нет.

Иностранные компании работают в России давно, еще с петровских времен Россия с ее колоссальными природными ресурсами, недорогой рабочей силой и громадным потенциалом потребительского рынка всегда была привлекательна для бизнеса. Здесь строились заводы, фабрики, железные дороги, велась торговля, внедрялись новые технологии. Это придавало дополнительный импульс развитию отечественной экономики, в известной степени способствовало развитию конкуренции и созданию новых рабочих мест. Разумеется, без определенных гарантий со стороны государства, регулирующего такие процессы, ни один иностранец не рискнул бы вложить свои капиталы в далекую и непонятную Россию. Сегодня наша страна становится все более привлекательной для иностранцев потому, что рынок наш динамично развивается, преодолевая отставание, вызванное постсоветским этапом «первоначального накопления капитала», что растет благосостояние граждан и политическая ситуация становится более предсказуемой. С развитием российского капитализма количество иностранных инвесторов, для которых на самом высоком уровне объявлен «зеленый коридор», увеличивается. Кто-то инвестирует в нашу страну от собственного имени, кто-то, используя возможности международного планирования, использует для этого дочерние или зависимые компании, зарегистрированные на территориях, позволяющих сэкономить на налогообложении, как раз те самые оффшоры. Центральный Банк РФ дал определение оффшору как явлению и разделил всех иностранных юридических лиц на два сорта: надежных и проверенных—с одной стороны, и подозрительных, не вызывающих доверия, с другой. Критерий был выбран простой и понятный — страна регистрации (указание ЦБ от 12февраля 1999 г. № 500-У и Положение ЦБ от 20 июля 1999 г. № 82-П).

Не секрет, что и многие российские предприниматели используют зарубежные компании для инвестирования в собственный бизнес в России. Опыт и квалификация солидных западных консультационных компаний позволяют предложить клиенту не только создание стандартных оффшорных предприятий, но и фирмы из респектабельных юрисдикции с низким налогообложением, т.е. сформировать работоспособную оффшорную схему. Не сложно обеспечить конфиденциальность информации об истинных владельцах и управляющих компаний. Практически невозможно определить и гражданство бенефициаров (реальных владельцев) таких структур.

Рассмотрим некоторые основные принципы работы иностранных компаний, в том числе и оффшорных, на территории России.

Предпосылок для использования оффшорных компаний в бизнесе можно отыскать достаточно, и у каждого предпринимателя они свои, особенные. Основным преимуществом оффшорных компаний остается полное отсутствие налогообложения их доходов в стране регистрации или принципиально низкие ставки налогов, что позволяет вести бизнес намного эффективнее, чем раньше. Деньги считают все, поэтому работают через оффшоры как люди сравнительно небогатые, так и всемирно известные корпорации-гиганты.

Для многих это является вынужденной мерой, т.к. применение оффшорных структур конкурентами приводит к оптимальному балансу непроизводственных издержек и низких цен на продукцию, услуги и товары для потребителей без снижения общей рентабельности бизнеса. Ведь на рынке выживают только сильнейшие, а таковыми в бизнесе становятся информированные и динамичные.

Активный международный бизнес невозможен без четкого управления денежными потоками, сведения к минимуму влияния государственных структур на гибкость финансовых операций. Этого могут добиться, работая через оффшорные структуры, не только банки, страховые и перестраховочные, инвестиционные и управляющие компании, холдинги, но и обычные торговые и производственные компании.

Видимо, осознавая свою ответственность за завтрашний день России, абсолютное большинство российских бизнесменов использует полученные с помощью оффшорных структур доходы не для того, чтобы вывести капиталы из России, как это в последнее время представляется, а для реинвестирования в российские проекты:

  • закупку современного оборудования и внедрения передовых технологий;
  • развитие конкурентоспособного производства;
  • создание новых рабочих мест;
  • обучение персонала;
  • развитие инфраструктуры.

Иностранные корпорации инвестируют свои капиталы в Россию также в основном через собственные оффшорные структуры В качестве примеров можно привести телекоммуникационные проекты Джорджа Сороса или проекты в сфере общественного питания корпорации McDonalds (см. табл.).

Следует отметить, что среди государств — инвесторов в российскую экономику нет «чисто оффшорных» юрисдикции. Однако многие из перечисленных в таблице стран допускают в определенных законом ситуациях льготный налоговый и финансовый режим для предприятий, зарегистрированных нерезидентами, т.е. для оффшорных предприятий. А условия заключенных этими государствами договоров по избежанию двойного налогообложения и поддержке иностранных инвестиций позволяют им эффективно выступать в роли своеобразных финансовых «сверхпроводников», через которые движутся мировые капиталы, в том числе и в Россию. Так, по данным российского Госкомстата, в последние несколько лет едва заметный на карте мира Кипр уверенно конкурирует с мировыми инвестиционными донорами (США, Германией, Японией) по объему вложенного в российскую экономику капитала (см.таблицу).

Посредством применения оффшорных структур можно добиться

  • возможности самостоятельного оптимального финансирования собственных инвестиционных проектов, создания и наращивания оборотных средств, в том числе за счет снижения непроизводственных расходов (включая налоговые потери);
  • свободного транснационального перемещения капиталов;
  • анонимности владения и управления имуществом, финансами и бизнесом вообще;
  • применения к бизнесу принципа «удобного флага» и получения оптимальных условий, оговоренных законодательством, при коммерческих операциях.

После того, как в июне 2000 г. международной организацией по противодействию отмыванию < грязных» денег (FATF), образованной государствами Большой семерки, Россия была внесена в «черный список» стран (15 государств), которые не выполняли условия FATF в борьбе против отмывания денег, в деятельности российских предприятий на международном рынке были созданы искусственные затруднения. И некоторых это буквально принудило проводить операции не от имени родного предприятия, а начать работу через оффшор, зарегистрированный в «чистой» юрисдикции Благо, что большинство оффшорных государств не запятнаны попаданием в «черный список». Сегодня ситуация иная, наша страна — активный участник FATF, тем не менее российским бизнесменам вести операции от собственного имени не стало легче Инерция настороженного отношения ко всему «русскому» дает о себе знать.

В настоящее время более двухсот стран и территорий предоставляют мягкие регистрационные и налоговые режимы для тех или иных лиц. К примеру, такие возможности открываются при соблюдении определенных условий в США, Канаде, Великобритании, Португалии, Дании, многих странах Британского Содружества. Кстати, до 2002 г. одним из крупнейших оффшорных центров в мире была Российская Федерация.

За последние годы было опубликовано немало статей в российской деловой прессе, в которых известные российские политики и экономисты (например, А. Лившиц, А. Починок, Г. Мурадов) обосновывают свое положительное отношение к вкладу иностранных оффшорных территорий и компаний в развитие мировой финансовой системы и инвестиционного процесса в России. Бывший Председатель ЦБ России В. Геращенко, известный своим жестким отношением к валютной либерализации, констатирует тем не менее, что в Россию «деньги в основном приходили из оффшоров» («Аргументы и факты», 2001 г. №5). В том числе, видимо, и капиталы, когда-то «сбежавшие» из нашей страны по тем или иным причинам. Инвестиции продолжают приходить, пока остается надежда на «светлое будущее в России и некоторые проблески экономической и политической стабильности.

Все начинается с создания компании. Эту задачу можно решить через любую из сотен фирм, предлагающих свои услуги по продаже оффшоров. Однако часто в погоне за минимальной ценой и предполагаемой прибылью покупатель теряет в качестве услуги, а ведь это — объем и профессиональный уровень консультаций, точное и грамотное исполнение рабочих документов компании, т.е. работоспособность компании. В итоге большая часть таких компаний так никогда и не начинает работать, к тому же есть возможность получить вместо компании банальную подделку. Какая цена, такой и товар!

Поэтому предусмотрительные предприниматели обращаются к известным компаниям, работающим на рынке давно и имеющим в своем штате высококвалифицированных специалистов, предоставляющим комплексный сервис : от подготовки документов для создания фирмы до ее детального юридического, бухгалтерского и аудиторского обслуживания. Замечательно, если такая компания является иностранной, но знает российское законодательство и может общаться с российским клиентом по-русски, а с иностранным инвестором на его языке и сопровождать работу его оффшора в любом российском регионе.

Если доход связан с экспортом товаров из России без предварительного формирования партии товаров на российских складах, задачу оптимизации финансовых результатов обычно решают с помощью оффшорной компании, которая освобождена от всех налогов в стране своей регистрации. Такая фирма не обязана вставать на налоговый учете России и уплачивать здесь налоги.

Если же деятельность ведется в России и доход формируется из российских источников, такая компания для налоговой оптимизации не подойдет, в связи с тем, что при определении дохода иностранной компании российская компания-партнер (источник дохода иностранца) обязана будет уплатить в бюджет налог. В таких случаях предприниматели пользуются фирмами, зарегистрированными в странах, с которыми у России имеется ратифицированное соглашение об избежании двойного налогообложения, и условиями которого предусмотрена возможность получения дохода здесь, а уплаты налога за границей, причем по минимальной ставке.

В таких случаях используются кипрские компании или компании, зарегистрированные не на Кипре, но являющиеся в силу определенных условий кипрскими налоговыми резидентами и уплачивающими в этом финансовом центре Средиземноморья единственный налог на доходы по ставке 10% ( или 4,25% для предприятий, получавших доходы до 2002 г.).

Перед началом работы иностранную компанию необходимо поставить на налоговый учет в России (см Налоговый кодекс РФ и «Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций», утвержденное приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124) Причем условия этой процедуры предусматривают предоставление в налоговую службу .«справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога)». А поскольку практически во всех оффшорных центрах для компаний международного бизнеса налогообложения не предусмотрено законодательно и ни о какой постановке на налоговый учет и тем более получении местного ИНН и речи нет, то становится ясно, что спокойно пройти эту процедуру смогут только предприятия, уплачивающие налоги в стране своей регистрации.

Постановка на налоговый учет необходима и для получения в дальнейшем освобождения от налогообложения доходов, извлеченных с территории России, и для возможности вычета входящего НДС при расчетах.

Процедура подписания контракта со своей оффшорной компанией ничем не отличается от обычной процедуры заключения контрактов иностранными компаниями с российскими партнерами. Правда, отсутствуют деловые визиты реальных иностранцев на предприятие для проведения переговоров, которые может вести от имени и по поручению иностранной компании российское уполномоченное лицо, действующее на основании доверенности. По составу полномочий, предоставленных поверенному доверителем, доверенность может быть как генеральной, что может быть расценено как ведение деятельности через постоянное представительство, так и с ограниченными полномочиями. Последняя позволяет вести переговоры, но существенные согласования и само подписание контракта осуществляются при участии реального директора компании За эту работу директор получает некоторую сумму в качестве гонорара, предварительно заручившись письменным за явлением бенефициаров о том, что не будет нести личную ответственность перед третьими лицами в случае каких-либо неприятностей. Однако это не освобождает его от вызова в судебные органы в случае предъявления к компании иска.

В Британском Содружестве уже существует судебная практика привлечения номинального директора к ответственности. Уголовное наказание, назначенное судом, — весьма серьезная плата за безответственное отношение к выполнению директорских обязанностей. Поэтому сумма гонорара за подписание контрактов не является символической, а контракт предварительно подвергается адвокатом юридической экспертизе.

Для того, чтобы контракты, подписанные со стороны иностранной фирмы российским лицом, действующим на основании доверенности, не приводили к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, следует крайне скрупулезно подходить к перечню полномочий, передаваемых на основании этой доверенности. Например, исполнение поручения с передачей технических функций по подписанию документа при заранее определенных параметрах соглашения не рассматривается российским налоговым законодательством как приводящее к постоянному представительству, в то время как согласование доверенным лицом с контрагентом существенных условий договора, являясь управленческой функцией, приводит к образованию постоянного представительства.

Иностранная компания может осуществлять деятельность на российском рынке не самостоятельно, а через российского агента или комиссионера, который выступает в отношениях с российскими деловыми партнерами от своего имени, но в интересах и за счет иностранной компании. Такая деятельность не приводиткобразованию постоянного представительства для целей налогообложения, т.е.доходы, полученные иностранной компанией по такого рода договорам, налогообложению в России не подлежат.

Налоги в стране регистрации надо платить по правилам, установленным законодательством конкретной юрисдикции. Как отмечено выше, в оффшорных центрах налогов или нет вообще (они заменены на незначительный фиксированный ежегодный сбор), или (иногда) ставки налогов очень низкие. Философия налогообложения корпораций в развитых зарубежных странах предусматривает четкую систему вычетов и льгот, которые приводят к тому, что уровень налоговых выплат предприятий позволяет им не только развиваться, но и начислять дивиденды акционерам. А основное налоговое бремя несут на себе физические лица, выплачивающие подоходный налог. Но и эти выплаты несравнимы с теми, что обязаны отдавать в бюджет россияне.

Причина нынешнего положения, при котором добросовестная уплата налогов в России не является общим правилом, а скорее исключением, лежит в исторически сложившемся отношении налогоплательщиков к родному государству. Отсутствие полной информации о расходной части бюджета, небезопасность декларирования высоких доходов, коррупция многочисленных контролирующих чиновников вынуждают российский бизнес искать пути оптимизации налогообложения своих предприятий, чтобы выдержать перипетии конкурентной гонки. А инвестировать чистые от налогообложения капиталы и распределять дивиденды от их использования экономически невыгодно для инвестора.

Если иностранная фирма извлекает доходы с территории России, то она обязана платить налоги в соответствии с правилами, определенными российским налоговым законодательством. Поэтому применение иностранных оффшоров в России имеет много специфических особенностей и тонкостей.

Часть иностранных компаний работает в России с вольным или невольным нарушением действующего налогового законодательства. Причиной этого, как правило, является юридическая неграмотность их управляющих, основанная порой на непрофессионализме консультантов. Или даже на элементарном стремлении поскорее и легко заработать тех, кто продает оффшорные компании, не считаясь с последствиями, которые могут наступить для клиента.

Например, если российская компания оплачивает иностранной компании товары или услуги, а контракт между ними не предусматривает импорт товаров (услуг), она обязана заранее заручиться подтверждением того, что иностранный партнер действительно состоит на налоговом учете в России, т.е. является самостоятельным российским налогоплательщиком. Таким документом является свидетельство о постановке иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика, выдаваемое инспекциями Министерства по налогам и сборам РФ В противном случае она обязана удержать с суммы платежа иностранному партнеру налог на прибыль (доходы) и НДС в российский бюджет за иностранного партнера Иные варианты налогообложения такой операции отечественным законодательством не предусмотрены, и если россиянин налогов не удержал, инспектор непременно начислит штраф в размере суммы не удержанной с иностранца.

Не следует забывать и о том, что иностранная компания, ведущая деятельность в России и получившая статус российского налогоплательщика, обязана сдавать отчетность в российские налоговые органы. Если она не создает «постоянного делового учреждения» на территории России (обособленного подразделения), ответственность за это лежит на российском налоговом представителе, назначаемом самой иностранной компанией. Российские налоговые власти в ближайшее время планируют навести порядок и в этом «хозяйстве». С 1-го октября 2003 г. МНС России начнет осуществлять постановку на учет иностранных организаций с применением справочника «Коды иностранных организаций». Ранее полученные иностранными компаниями регистрационные' документы и свидетельства необходимо будет обменять на новые, содержащие помимо кода причины постановки на налоговый учет (КПП), ИНН, и новый код иностранной организации (КИО). Эта процедура призвана выявить иностранные компании и их обособленные подразделения, действующие на российском рынке не по правилам, и принять к ним (или к их агентам, в случае невозможности принятия мер к самой компании) меры, предусмотренные в качестве санкций налоговым законодательством.

Вместе с тем иностранные компании, причем в основном оффшорные или имеющие в своей группе оффшорные структуры, активно работают на нашем рынке. Стоят здесь на налоговом учете, имеют счета в валюте и рублях в российских банках, сдают отчетность и платят некоторые налоги. Многие из них не просто добросовестно выполняют требования налогового законодательства, но и умело используют те возможности, которые оговорены в соглашениях об избежании двойного налогообложения, И в итоге добиваются лучших финансовых результатов, чем их российские конкуренты.

При этом надо помнить, что нормы международных соглашений устанавливают лишь общий порядок налогообложения, обозначают направление для деятельности правоприменительных налоговых органов, конкретный же механизм применения данных норм может и должен устанавливаться Минфином и МНС России. К сожалению, до сих пор при решении сложных вопросов приходится сталкиваться с тем, что грамотных специалистов по налогообложению иностранных юридических лиц в налоговых органах не много, особенно это ощутимо в регионах. Это обстоятельство приводит к ошибкам сотрудников МНС, влияющим на ведение бизнеса иностранной компанией, которые устраняются, как правило, в процессе арбитражного разбирательства. Естественно, это не способствует продвижению инвестиционного процесса в России в целом, формируя за рубежом негативное отношение к российской налоговой системе, выходу нашей страны на достойные позиции в экономическом развитии Возможно, различное трактование работниками налоговых органов норм налогового и гражданского законодательства порождает миф о чрезмерной сложности для понимания и применения их иностранцами.

Итак, интерес к иностранным оффшорам в России снова высок. Причин тому несколько. Законодательно ограничено предоставление льгот для предпринимателей субъектами Российской Федерации. Причем некоторые бизнесмены за излишнюю симпатию к так называемым российским оффшорным зонам были наказаны правоохранительными и налоговыми органами: ведь информация о деятельности основного и «оптимизированного» бизнеса контролировалась одним государственным ведомством. Работа через предприятия, принадлежащие общественным организациям инвалидов, представляется неубедительной, особенно когда предприятие имеет высокие обороты и значительное число занятых в производственном процессе работников Все менее интересными становятся варианты по использованию системы налогообложения частных предпринимателей.

На этом фоне зарубежные компании обладают комплексом преимуществ, которые давно и успешно используются как в международной торговле, так и при работе на территории России. Вряд ли кто-то откровенно расскажет о нюансах применения оффшорных структур. Это — дело профессиональных консультантов при индивидуальной работе с клиентами. Нет и универсальных рецептов, каждая ситуация требует тщательной проработки, для каждого случая должен быть свой вариант применения.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно сказать, что оффшорный сектор настолько укрепил свои позиции в нашей стране, что уже является существенным фактором стабильности экономического развития, выхода предприятий из кризисных ситуаций, действенным инструментом инвестиционных процессов. Это уже неотъемлемая часть нашей жизни и жизни страны в целом. А регулирующая роль государства, на наш взгляд, должна сводиться не к возведению разнообразных запретов на пути инвестиций, а к совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности России.