+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Смоленские компании

Последнее изменение: 01.03.2006

www.fiscal.ru
http://www.fiscal.ru/publication1.htm

Фрагмент аналитического обзора "Российские оффшоры", опубликованного в июльском выпуске информационно-аналитического бюллетеня "Проблемы налогообложения и налоговое администрирование" (приводиться без приложений)

Благоприятное впечатление производит режим региональных налоговых льгот, введенный на территории Смоленской области. Общая экономия налогов при размещении бизнеса в Смоленске составляет от 15 % до 45 % в сравнении со стандартными условиями регионального налогообложения. Важную роль в развитии этого российского офф-шора играет удобное местоположение - одновременная близость к западным границам и центру России.

Нормативная правовая основа оффшора

Нормативную правовую основу существования льготного налогового режима в Смоленской области создают:

  • Закон Смоленской области от 8 декабря 1997 года № 50-з "О предоставлении льгот внешним инвесторам" (См. приложение № 9); 
  • Закон Смоленской области от 27 ноября 2001 года № 92-з "О предоставлении льгот по налогу на имущество предприятий и налогу на прибыль организаций внешним инвесторам в 2002 году" от 27 ноября 2001 года № 92-з;  
  • Закон Смоленской области "О внесении изменения и дополнения в статью 2 областного закона "О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам" от 27 ноября 2001 года № 93-з; 
  • Решение Смоленской районной Думы "О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам на территории муниципального образования "Смоленский район" в 2002 году" от 7 февраля 2002 года № 12. 

Закон Смоленской области 
"О предоставлении льгот внешним инвесторам"

В соответствии с положениями этого закона предприятия имеющие статус внешнего инвестора освобождаются от уплаты в части, зачисляемой в областной бюджет следующих видов налогов и сборов:

  • Налога на прибыль (в том числе: налога на прибыль при посреднических операциях; налога на прибыль бирж; налога на прибыль брокерских контор; налога на прибыль банков и кредитных организаций; налога на прибыль страховщиков).  
  • Налога на имущество. 
  • Налога с владельцев транспортных средств. 
  • Налога на приобретение автотранспортных средств. 
  • Транспортного налога. 
  • Сбора на нужды образовательных учреждений. 
  • Налога на совокупный доход (валовую выручку) для субъектов малого предпринимательства.

Изначально определенный законом перечень налоговых льгот к настоящему времени существенно сократился. Причина, как уже говорилось, заключается в снижении полномочий регионов по льготированию налога на прибыль. Кроме этого, были отменены налог на приобретение транспортных средств и транспортный налог. Сегодня значимость областного закона о предоставлении льгот внешним инвесторам больше заключается в том, что он прописывает порядок и условия обретения ими этого статуса.

В развитие закона о предоставлении льгот внешним инвесторам в Смоленской области был принят ряд нормативных правовых актов, относящихся к категории регионального налогового законодательства. 

Закон Смоленской области 
"О предоставлении льгот по налогу на имущество предприятий и налогу на прибыль организаций внешним инвесторам в 2002 году"

Статьей 2 закона Смоленской области "О предоставлении льгот по налогу на имущество предприятий и налогу на прибыль организаций внешним инвесторам в 2002 году" от 27 ноября 2001 года № 92-з (См. приложение № 10) для внешних инвесторов ставка по налогу на прибыль в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, установлена в минимально допустимом размере 10,5 процента. Применение льготной ставки налога на прибыль продублировано и в статье 1 закона Смоленской области "О внесении изменения и дополнения в статью 2 областного закона "О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам" от 27 ноября 2001 года № 93-з (См. приложение № 11).

Таким образом, для внешних инвесторов в Смоленской области совокупная ставка налога на прибыль - 20%.

Рассматриваемым законом области внешние инвесторы, осуществляющие свою деятельность на основании областного закона "О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам", освобождены в 2002 году от уплаты налога на имущество предприятий в части, подлежащей зачислению в областной бюджет. Необходимо отметить стабильность льготы, что немаловажно. Об этом свидетельствует приведенный в приложение № 12 акон Смоленской области "Об областном бюджете на 2001 год".

Решения Смоленской районной Думы относительно налоговых льгот

Поскольку эффективность регионального режима налоговых льгот зависит от взаимосвязанных действий законодательных органов субъекта РФ и органов местного самоуправления, рассмотрим решения Думы Смоленского района. Именно это муниципальное образование является офф-шорной территорией. Решением Смоленской районной Думы от 7 февраля 2002 года № 12 "О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам на территории муниципального образования "Смоленский район" в 2002 году" (См. приложение № 13) предоставлены внешним инвесторам освобождения от уплаты следующих платежей:

  • Сбор на содержание милиции, благоустройство территории; 
  • Налог на имущество в части, зачисляемый в местный бюджет; 
  • Налог на рекламу.

Таким образом, обеспечивается полное освобождение инвесторов от уплаты налога на имущество и устраняется местное налогообложение. Муниципальный бюджет Смоленского района вполне устраивает получение части налога на прибыль по обязательной 2% ставке. Местные льготы также можно считать стабильными, что подтверждается решением Думы в отношении льгот 2001 года (См. приложение № 14).

Общая характеристика режима оффшора

В целом уровень налогообложения в Смоленском районе характеризуется нижеприведенной таблицей, составленной применительно к 2002 году. Конечно, общие условия налогообложения не сопоставимы с более привлекательными возможностями для минимизации, которые предоставляют зарубежные островные офф-шоры, но нельзя забывать, что Смоленск это Россия и бизнес на этой территории вполне легален. По крайней мере, нет проблем с выводом высвобождающихся финансовых в любую точку нашей страны.


Налог

Стандартная российская ставка

Ставка в Смоленском офф-шоре

Налог на прибыль

24%

7,5% - в федеральный бюджет.
10,5% - в областной бюджет
2%- в местныйбюджет

Налог на имущество предприятий

2%

0

Налог с владельцев транспортных средств

Ставки в соответствии со статьей 6 федерального закона О дорожных фондах в РФ

Налог на приобретение автотранспортных средств

Отменен

Транспортный налог

Отменен

Сбор на нужды образовательных учреждений

Отменен

Налог на совокупный доход (валовую выручку) для субъектов малого предпринимательства

10% валовой выручки

7,8% валовой выручки*

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Отменен

Сбор на содержание милиции, благоустройство территории

3% от минимального размера ФОТ

0

Налог на рекламу

До 5% стоимости

0

Налог на пользователей автодорог

1%

1%

Налог с продаж

5% для сделок с физ. лицами


* Стандартная 10% ставка налога с валовой выручки распределяются следующим образом: Федеральный бюджет - 3,33%, областной бюджет - 2,2%, местный бюджет - 4,47%. Та часть налогов (2.2% с валовой выручки), которая должна зачисляться в областной бюджет, законодательством Смоленской области отменена и заменена на фиксированный сбор, составляющий 6500 рублей в квартал.

Статус внешнего инвестора

Статус внешнего инвестора на территории Смоленской области достаточно доступен. Права на получение этого статуса лишены лишь местные предприятия, но и они при использовании многоступенчатых учредительских схем могут зарегистрировать свои внучатые структуры и стать внешними инвесторами. Также смоленские предприятия могут извлечь некоторую пользу от нахождения в офф-шоре при условии привлечения региональной администрации в состав бизнес - партнеров.

Возможные получатели статуса внешнего инвестора Условия предоставления 
статуса внешнего инвестора
Организации
Регистрация на территории области после 24 декабря 1997 года.
Филиалы, представительства и иные территориально обособленные подразделения организаций, зарегистрированных за пределами области
Постановка на налоговый учет в Смоленской области после 24 декабря 1997 года
Не должны иметь в качестве учредителя, акционера, участника, пайщика или товарища (в зависимости от организационно-правовой формы) физическое лицо, проживающее на территории области, или организацию, созданную на территории области.
Не должны быть созданы на базе имущества уже действующих на территории области организаций.
Не должны быть образованы в процессе реорганизации (путем изменения состава учредителей, участников, пайщиков, акционеров, товарищей) уже действующей на территории области организации, которая не имела права на налоговые льготы согласно настоящему закону до изменения состава учредителей, участников, пайщиков, акционеров, товарищей.
Филиалы, представительства и иные территориально обособленные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств
Постановка на налоговый учет в Смоленской области после 24 декабря 1997 года
Не должны иметь в качестве учредителя (соучредителем), а равно акционера, участника, пайщика, товарища или бенефициарного владельца доли уставного капитала физическое лицо, имеющее место жительства на территории Смоленской области или организацию, зарегистрированную на территории области.
Организации, учреждаемые совместно с администрацией Смоленской области
Доля участия юридических лиц, зарегистрированных на территории Смоленской области, не превышает 45 процентов уставного капитала учреждаемой организации.


Основанием для получения дающего право на льготы статуса является заключаемый претендентом с Фондом развития внешних инвестиций договор о выполнении условий на предоставление льгот внешнему инвестору по форме, утвержденной главой администрации Смоленской области.

Административный режим

Административные функции по работе с участниками офф-шорной зоны в Смоленской области осуществляет подотчетный региональной администрации Фонд развития внешних инвестиций. Именно он присваивает субъекту инвестиционной деятельности статус внешнего инвестора на основании заключения о соответствии внешнего инвестора требованиям настоящего закона, заключает договор о выполнении условий на предоставление льгот внешнему инвестору.

Внешний инвестор, претендующий на получение льгот, должен представить в Фонд развития внешних инвестиций на экспертизу свои учредительные документы, подтвержденные документально данные о месте жительства (регистрации) своих учредителей. После проведения экспертизы соответствия субъекта инвестиционной деятельности требованиям регионального закона Фонд развития внешних инвестиций составляет заключение о соответствии внешнего инвестора требованиям настоящего закона. Затем Фонд принимает решение о присвоении субъекту инвестиционной деятельности статуса внешнего инвестора, заключает с внешним инвестором договор о выполнении условий на предоставление льгот внешнему инвестору и направляет заключение, утвержденное главой администрации Смоленской области в территориальную налоговую инспекцию по месту налогового учета внешнего инвестора.
Необходимо отметить сложившийся высокий уровень сервиса при регистрации в офф-шоре за счет допуска к нему посреднических коммерческих организаций - консалтинговых фирм, располагающихся в большинстве крупных городов России. Стоимость услуг по регистрации "смоленской компании" составляет порядка 900-1000 долларов США, абонентское (секретарское обслуживание) обходиться в зависимости от оборотов и профиля деятельности компании от 100 до 300 долларов в квартал. Важно и то, что аффилированый к региональным властям Фонд развития внешних инвестиций открыто признает возможности секретарского обслуживания и "готов предложить схемы организации работы несмоленских компаний через Смоленск".

Администрация и законодатели Смоленской области в достаточной степени подтвердили свою приверженность офф-шорной политике. Однако слабый экономический потенциал региона (отсутствие крупных машиностроительных предприятий и сырьевых ресурсов экспортного назначения) могут привести при ухудшении социально-экономической ситуации к смене региональных лидеров. Поскольку в Смоленской области на сегодня отсутствуют надежные гарантии сохранения налоговых льгот при корректировках политического курса, то и к направлению в регион серьезных, долговременных инвестиций нужно подходить весьма осторожно.

Хотелось бы обратить внимание на неприятие федеральными властями оффшоризации Смоленской области. По словам генерал-лейтенанта налоговой полиции Е.Н. Григорьева, во время его визита в Смоленск в прошлом году, "в одном из районов области зарегистрировано около 500 коммерческих предприятий, но только 12 занимаются реальной хозяйственной деятельностью. Подавляющее большинство из них создается для проведения одной сделки и уходит из-под налогообложения. Не так давно перед Смоленской областью встал вопрос о выплате 530 миллионов рублей. Эта сумма - НДС одной-единственной сделки, проведенной через офф-шор в Смоленском районе".

Прошлогодний арест налоговой полицией директора смоленского футбольного клуба "Кристалл" Юрия Дзюбы (официально председателем клуба является губернатор А.Д. Прохоров), а также советника губернатора г-на Щукина дают основания предполагать о неотлаженных, а возможно и конфликтных, взаимоотношениях между ФСНП Смоленской области и региональной администрации. Это говорит о высоком риске применения в Смоленске схем условной регистрации, то есть таких, когда на территории льгот отсутствует постоянное присутствие представителей компании или хотя бы его видимость.
Само смоленское управление ФСНП числиться на неплохом счету и держится по России в твердых "середнячках", но в недалеком прошлом в управлении имели место факты коррупции и возбуждения по отношению к его сотрудникам уголовных дел. Кстати правоохранительной системе Смоленской области присуща внутренняя конфликтность. Например, прокуратура области проводила расследование по так называемому делу УБОП. Руководитель управления по борьбе с организованной преступностью и несколько его подчиненных многие месяцы содержались под стражей в следственном изоляторе. Милиция же обвиняла отдельных прокурорских работников в связях с бандитскими группировками и коррупции. Этот административный фактор также необходимо учитывать при работе в офф-шоре.

Практические схемы для работы в Смоленске

О нежелательности долгосрочных инвестиций и вложений в строительство производственных объектов на территории Смоленска мы уже упоминали. Поэтому наиболее вероятными схемами использования режима региональных льгот могут быть следующие их разновидности:

  • Размещение в офф-шоре торговых домов и посреднических структур, в том числе обслуживающих экспортно-импортные операции. 
  • Размещение в офф-шоре транспортных структур, обслуживающих перевозки используемого сырья и продукции оптимизируемого предприятия. 
  • Размещение финансовых центров и холдинговых компаний.
  • Рассмотрим преимущества привязки этих схем к Смоленскому офф-шору подробнее.

Торгово-посреднические и транспортные схемы

Основное преимущество для реализации подобных схем обусловлено исключительно удобным расположением Смоленской области на важнейших транспортных путях. Через нее проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией. Важнейшее коммерческое значение имеют проходящая по территории Смоленской области стратегическая автомагистраль Москва-Минск (протяженность в пределах области 298 км.), а также шоссейные дороги Орел-Витебск (в пределах области 221 км.) и Москва-Варшава (в пределах области 115 км.). Магистральные линии железных дорог, расположенные на территории области, связывают ее со всеми соседними областями, странами СНГ, Прибалтики и Европы. В пределах области выделяются три крупных железнодорожных узла в городах: Смоленск, Вязьма и Рославль, располагающие мощными современными погрузочно-разгрузочными, сортировочными и складскими комплексами по переработке различных грузов.

Основными формами организации бизнеса в офф-шоре могут быть торговые дома, складские компании, компании-комиссионеры, транспортные предприятия, а лучше их комбинированные варианты.

Торговые дома целесообразней использовать для операций по импорту сырья, оборудования, продовольствия, ТНП и других товаров. Дело в том, что при экспортных операциях возможна негативная реакция налоговых органов, так как УМНС Смоленской области перегружено возмещением экспортного НДС (сказывается близость к границам). Торговый дом - импортер в Смоленске будет эффективным получателем положительного финансового потока (содержащего максимальную прибыль) от оптимизируемого предприятия - покупателя импорта. Незначительные экспортные операции торговым домом все же возможны, они могут погасить неизбежно начисляемый НДС по операциям на внутреннем рынке. Однако лучший вариант прохождения экспорта через торговые дома реализуется на основе договоров комиссии. Вблизи границы при необходимости удобно располагать и разного рода склады, торговый дом в этом случае будет выполнять функции складской компании и действовать на основе договора хранения (можно дополнительно к договору комиссии). Вознаграждение за хранение грузов здесь будет содержать прибыль, выводимую из-под стандартного налога.

Создание в Смоленске складских и иных посреднических компаний может дать эффект в экономии на тарифах, так как транспортировка по РЖД экспортного груза до склада в том же Смоленске оплачивается по внутреннему тарифу. Маршрут перевозки по высокому экспортному тарифу (Смоленск - конечный получатель) будет минимален, что сократит транспортные издержки.

Транспортные предприятия или же филиалы в Смоленске эффективны как по причине возможного выведения на них прибыли, так и получения ими льгот по налогу на имущество и налогу с владельцев транспортных средств. 
Рассмотрим вариант базирования автотранспортной колонны в Смоленске, которая будет иметь статус юридического лица. Высокая стоимость автотранспортных средств, особенно используемых для международных перевозок, дает ощутимый налоговый эффект по причине наличия льготы по налогу на имущество. При этом автотранспорт менее всего привязан к месту юридической регистрации - он находиться в пути. Номинальное управление хозрасчетной колонной может находиться в Смоленске и, по сути, является не более чем диспетчерской службой. Реальное управление ведется головной организацией. Таким образом, удовлетворяется требование по соответствию места дислокации управления месту юридической регистрации. Ремонт и обслуживание автотранспорта может осуществляться по старой схеме на основе договоров, это не может являться критерием несоответствия места ведения экономической деятельности месту регистрации. Наличие таких договоров позволит объясниться с налоговыми органами по вопросам связанным с отстоем автотранспорта на территории оптимизируемого предприятия.

Схемы размещения холдингов и финансовых центров

Наличие в Смоленске качественной телефонной и сотовой связи (стандарты NMT-450, GSM-900, AMPS-800), сетей передачи данных, а также разветвленной сети кредитных учреждений создает нормальные условия для размещения в этом регионе финансовых центров и холдинговых компаний. При этом нужно иметь в виду, что предприятия, имеющие статус внешнего инвестора на территории Смоленской области могут открыть счет в любом банке на территории России. Эффект выраженный в снижении уровня налогового бремени при размещении холдинговых (финансовых) структур в Смоленске достижим, но, например, в Угличе он более очевиден по причине существования системы субвенций. Однако фактор территориальной близости Смоленска к ряду областей (также как фактор удаленности от них Углича) предпочтителен для дислоцированных на их территориях предприятий - потенциальных пользователей режима офф-шора. Как и на других офф-шорных территориях наиболее эффективно размещение в Смоленске финансовых центров, так как отсутствие обложения финансовой деятельности НДС подчеркивает значение региональных льгот и ведет к снижению на треть фискального бремени применительно к деятельности финансовой компании