+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Розничная торговля: теория и практика налогообложения

Автор: Кузьминых Артем, Евсеев Артем, Бедина Алена

2006-06-29



Аннотация:
Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого предприятия или физического лица. Какие методы можно использовать для направления большей части прибыли на развитие фирмы, а не в государственный бюджет, не нарушая при этом закон? Представленная читателям статья обобщает научные позиции и опыт правоприменительной практики по наиболее актуальным проблемам налогообложения такого вида деятельности, как розничная торговля.

НДС И ПРОСТОЕ ТОВАРИЩЕСТВО (1 ур)

Нередко организации или частные предприниматели торгуют в розницу в большом магазине и из-за размеров торговой площади, значительно превышающих 150 кв.м., не могут применять ЕНВД (или ЕНВД на розничную торговлю в данном регионе не введен, как, например, в Москве), а из-за больших объемов выручки — упрощенную систему налогообложения. Заключение договора о совместной деятельности (два и более индивидуальных предпринимателя или юридических лица на УСН 15%) до недавнего времени позволяло без значительных налоговых рисков существенно экономить на налоговых платежах (рис.1).

РИС. 1. НДС И ПРОСТОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

В соответствии с ГК РФ простое товарищество не является юридическим лицом, следовательно, не является плательщиком НДС и налога на прибыль. Что касается лимита доходов в 20 млн руб., установленного для «упрощенки», то в простом товариществе он распространяется на каждого его участника в отдельности, причем доходом является его доля прибыли от совместной деятельности, распределенной в его адрес (а не соответствующая доля оборота товарищества). При этом количество участников, заключающих договор о совместной деятельности, нормативными актами не ограничивается. 
С начала текущего года в силу вступила ст. 174.1 НК РФ (введена Федеральным законом от 22.07.2005 г. №119–ФЗ), в которой определены особенности налогообложения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по договору простого товарищества. Основные принципы нововведения сводятся к следующему: 
– при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества на участника, ведущего общий учет операций, подлежащих обложению НДС, возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные гл. 21 НК РФ;
– при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества этот участник товарищества обязан выставить контрагенту соответствующие счета-фактуры;
– налоговый вычет по товарам (работам, услугам) и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, в соответствии с договором простого товарищества предоставляется только указанному выше участнику при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами на его имя;
– если участник товарищества, ведущий общий учет операций в целях налогообложения, осуществляет иную деятельность, право на вычет сумм налога возникает у него только при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества и при осуществлении иной деятельности.
По мнению некоторых специалистов налоговых органов, это означает, что с момента вступления в силу ст. 174.1 НК РФ на любого участника простого товарищества будет возложена обязанность по уплате НДС вне зависимости от того, является он плательщиком данного налога, работая вне договора о совместной деятельности, или нет. 
Выдержки из Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 21 февраля 2006 г. №03–11–04/2/49:

«… В связи с тем, что предпринимательская деятельность в рамках договора простого товарищества осуществляется его участниками без образования юридического лица (п. 1 ст. 1041 ГК РФ), а субъектами упрощенной системы налогообложения признаются организации, т. е. юридические лица (п. 2 ст. 11 НК РФ), и индивидуальные предприниматели, а также учитывая положения ст. 174.1 НК РФ, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и осуществляющая ведение общих дел по договору простого товарищества, признается плательщиком налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), осуществляемых в рамках указанного договора…».

Необходимо отметить, что простое товарищество налоговики недолюбливали давно. Данная точка зрения высказывалась ими еще до внесения изменений в Кодекс (Письмо МНС РФ от 18 августа 2004 г. №03–1–08/1815/45@ «Об исчислении налога на добавленную стоимость организациями при реализации товаров (работ, услуг) в рамках договора простого товарищества»). 
Тем не менее, позицию чиновников можно оспорить. Во-первых, заметим, что какой-либо логики в письме налоговиков не прослеживается. Из того, что простое товарищество не является юридическим лицом, никак не может следовать, что его субъекты тем самым тут же становятся налогоплательщиками ОСН. Наоборот, если простое товарищество не юридическое лицо, то каждый субъект простого товарищества применяет свою, самостоятельно выбранную систему налогообложения, которую он использует, действуя вне рамок договора о совместной деятельности. 
Во-вторых, трактуя нововведение, необходимо исходить из места правовой нормы в структуре нормативного акта. В данном случае законодатель поместил анализируемую статью в гл. 21 НК РФ, которая устанавливает общие нормы по налогу на добавленную стоимость. А упрощенная система налогообложения регулируется гл. 26.2 НК РФ, в которой сказано, что «упрощенцы» не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК), и является специальной нормой. Кроме того, положения п. 3 ст. 346.14 НК РФ остались без изменения, т. е. законодатель разъясняет, какой объект налогообложения единым налогом должны выбрать налогоплательщики, являющиеся участниками договора о совместной деятельности. Это означает, что упрощенная система налогообложения в силу прямого указания закона распространяет свое действие и на участников простого товарищества. Таким образом, в кодексе содержатся противоречащие друг другу положения. При этом ст. 174.1 НК РФ включает общие нормы закона, а ст. 346.14 НК РФ — специальные. А у специальной нормы над общей всегда есть приоритет (Постановление Конституционного суда РФ от 14 мая 2003 г. №8–П). 
В-третьих, довод о необходимости любого лица исчислять и уплачивать НДС следует, по сути, из толкования абзаца 2 п. 1 ст. 174.1 НК РФ без учета места цитируемого абзаца в статье. Ст. 174.1 НК РФ начинается словами: «В целях настоящей главы …» Таким образом, абзац 1 п. 1 ст. 174.1 НК РФ посвящен регулированию действий, подпадающих под действие гл. 21 НК РФ. Поскольку второй абзац позиционно расположен ниже первого, трактоваться он должен только в контексте первого (Постановление Конституционного суда РФ от 10 апреля 2003 г. №5–П). Следовательно, с учетом систематического толкования, ст. 174.1 НК РФ распространяет свое действие только на плательщиков НДС, действующих в рамках гл. 21 НК РФ, и не касается налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения либо уплачивающих иные налоги, а фраза «возлагаются обязанности налогоплательщика» выглядит как указание законодателя на то, что на участника, ведущего общий учет, налагаются обязанности налогового агента и законного представителя (ст. 27 НК РФ) участников товарищества – плательщиков НДС. 
В-четвертых, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 1041 ГК РФ участниками договора о совместной деятельности могут быть не только юридические, но и физические лица, которые, согласно ст. 143 НК РФ, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Таким образом, критикуемое нами толкование ст. 174.1 НК РФ фактически возлагает обязанности по уплате НДС на физическое лицо, что входит в противоречие со ст. 143 НК РФ. Кроме того, как указано в абзаце 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в случае выставления счета-фактуры лицом, не являющимся плательщиком НДС, он обязан уплатить налог в бюджет. При этом у названных лиц суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ, к вычету не принимаются. Между тем, п. 3 ст. 174.1 НК РФ предоставляет право на налоговый вычет лицу, являющемуся членом простого товарищества, что также входит в противоречие с положениями п. 2 ст. 170 НК РФ.
Таким образом, на основании изложенного необходимо сделать вывод, что ст. 174.1 НК РФ является технической по своей сути и регулирует исключительно взаимоотношения лиц – плательщиков налога на добавленную стоимость при осуществлении ими операций в рамках договора о совместной деятельности и не может трактоваться иным образом. Тем не менее, в связи с ее введением будьте готовы к тому, что доказывать свое право не платить НДС в простом товариществе субъектов УСН придется в суде, и результат такого спора может быть непредсказуем.

 «РАЗБИЕНИЕ» ТОРГОВОГО ЗАЛА И ЕДИНЫЙ КАССОВЫЙ ЦЕНТР (1 УР)

Некоторые организации розничной торговли с целью работы на ЕНВД  весьма умело используют возможности, которые дает единый кассовый центр. В этом случае большой магазин разбивается на несколько торговых залов, площадью менее 150 кв.м. каждый, которые сдаются в аренду или субаренду формально независимым друг от друга индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам (рис.2).

РИС. 2. ЕДИНЫЙ КАССОВЫЙ ЦЕНТР

Покупатели берут товары в различных секциях (винный отдел, мясной, хлебобулочный, кондитерский и др.) и оплачивают их в общей кассе (единый кассовый центр), принадлежащей предпринимателю или юридическому лицу, которые на основании агентских договоров, заключенных с каждым из арендаторов, осуществляют прием наличных или безналичных денежных средств. Такой принцип работы применяется на многих торговых точках. Однако специалисты налоговых органов считают, что подобная схема не имеет права на существование.

Выдержки из Письма МНС РФ от 21 апреля 2004 г. № 33–0–14/300 «О применении ККТ организациями розничной торговли»: 
«… Федеральный закон от 22.05.2003 №54–ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон) устанавливает в обязательном порядке всем организациям и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять контрольно-кассовую технику.
Также, ст. 5 настоящего Федерального закона определено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплат отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Таким образом, Закон требует применения контрольно-кассовой техники каждой организацией в случаях продажи товаров и выдачи покупателям в момент оплаты кассового чека.
В этой связи система расчетов с покупателями через единый кассовый центр не соответствует требованиям Федерального закона».

Между тем, в случае если прием денег у покупателей осуществляется по агентскому договору, у реализующей организации не будет единства реализации товара и получения денег (денежные средства будут возвращаться принципалу безналичным переводом), следовательно, под определение ст. 2 Федерального закона о применении контрольно-кассовой техники данная деятельность не подпадает. 
Тем не менее, следует обратить особое внимание на следующее. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395–I к видам банковской деятельности относится «осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц». В случае организации единого кассового центра, предметом договора с агентом будет являться прием денежных средств от физических лиц и передача их принципалу. Таким образом, возникает риск переквалификации деятельности агента в банковскую, что предусматривает, в том числе и уголовную ответственность (ст. 172 УК РФ). 
В настоящее время в судебной практике дел о привлечении к уголовной ответственности лиц, осуществляющих расчеты как единый кассовый центр, нет. Суды не указывали на незаконность таких действий (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2005 г. №Ф09–3580/05–С4, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2005 г. №А55–14675/04–43 и др.), однако, необходимо отметить, что на их рассмотрение в качестве предмета дела данный вопрос не ставился. 
Что касается разбиения торгового зала при сдаче его части в аренду или субаренду с целью уменьшения фактически используемой площади, следует помнить, что в соответствии со ст. 346.27 НК РФ, Государственным стандартом РФ ГОСТ Р51303–99 «Торговля. Термины и определения» под площадью торгового зала понимают часть магазина, павильона (открытой площадки), занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже к площади торгового зала не относится. 
Основанием для определения размера торговой площади служат инвентаризационные и правоустанавливающие документы. К таким документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом: договор купли-продажи, аренды (субаренды) нежилого помещения, технический паспорт, планы, схемы, экспликации нежилого помещения или его частей и т. д. 
Исходя из этого налогоплательщики, передавшие по договору аренды (субаренды) во временное владение и пользование другим налогоплательщикам часть торговой площади принадлежащего им объекта стационарной торговой сети, а равно и налогоплательщики, получившие указанные квадратные метры во временное владение и пользование, подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на общих основаниях. Исчисление вмененного налога осуществляется ими с использованием физического показателя базовой доходности — площадь торгового зала — определяемого для арендаторов в соответствии с условиями договора, а для арендодателя — как разница между общей площадью торгового зала, указанной в инвентаризационных документах, и площадью торгового зала, сданной в аренду. 
Инспекция может начислить налог со всей площади, только если докажет фиктивность договора аренды или субаренды. Сделать это будет достаточно сложно, особенно если стороны формально не зависят друг от друга.

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ИЛИ РОЗНИЧНАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА (1 ур)

Согласно изменениям в ст. 346.27 НК РФ, введенных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №101–ФЗ, под розничной торговлей следует понимать торговлю товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Толкование вышеуказанных изменений позволило налоговикам говорить о том, что с текущего года плательщикам вмененного налога запрещено продавать товары юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Тем не менее, с указанной точкой зрения согласиться нельзя. 
В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Закон не содержит указания на то, что товар обязательно должен быть использован в личных целях, т. к. очевидно, что продавец не в состоянии проследить его дальнейшую судьбу. Предписания на то, что покупателем должно быть физическое лицо, в Кодексе тоже нет. Более того, в ст. 499 ГК РФ сказано, что «в случае, когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями». Таким образом, нормы ГК РФ прямо указывают на возможность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей быть стороной по данному договору. 
Данный вывод подтвержден и судебной практикой. Пункт 5 Постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22 октября 1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» подчеркивает, что основным признаком договора розничной купли-продажи является цель продажи, а не покупки. 
1. Квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных ст. 506 Кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.
2. Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т. п.).
3. Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже».
Следовательно, главное для розничного продавца – приложить со своей стороны все усилия, чтобы обозначить свой вид деятельности – розничная торговля товарами, не предназначенными для использования в предпринимательской деятельности.
Вывод о возможности реализации товара юридическим лицам указан и в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июля 2005 г. №03–11–03/6. Рассуждая о розничной торговле, чиновники считают, что деятельность по продаже товаров как физическим, так и юридическим лицам за наличный расчет, а также с использованием платежных карт подпадает под действие гл. 26.3 НК РФ. При этом следует учесть, что Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. №1050–У в Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб. 
Особое внимание хочется обратить на то, что переквалификация налоговыми органами договора розничной купли-продажи в договор поставки и перерасчет всех налогов чаще всего происходят при установлении недобросовестности продавца. Например, когда совершенно очевидно, что покупатели, приобретающие товар, не смогут употребить его только для собственных нужд. Чтобы этого избежать, продавайте продукцию небольшими партиями. В первичной документации не должно быть даже намека на сделки с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. При заполнении товарного чека не указывайте наименование покупателя, или, в крайнем случае, указывайте только ФИО физического лица. В учетной политике желательно обозначить, что при реализации товаров оптом в обязательном порядке оформляется договор поставки, отсутствие которого подтвердит заключение договора розничной купли-продажи, а значит и право продавца применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.