+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Антикризисный вариант соцпакета

Автор: Урванцева Анастасия

2011-05-16



К сожалению, сейчас большинству работодателей приходится минимизировать ассортимент льгот, которыми в лучшие времена они могли побаловать своих работников. Просчитать, насколько выгодно восполнить возникший в соцпакете пробел с помощью госпрограммы по софинансированию пенсий, нам помогла Анастасия Урванцева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению компании «Кузьминых, Евсеев и партнеры».

Кто из нас не мечтает о безбедной старости! Меж тем многие пенсионеры, всю жизнь проработав, при выходе на заслуженный отдых вынуждены едва сводить концы с концами. Как бы цинично это ни звучало, подобной бедой вполне могут воспользоваться работодатели, предлагая своим сотрудникам бонус в виде добровольной прибавки к пенсии. Тем более что к тому располагает и Закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон № 56-ФЗ).

Бочка меда

В рамках данной программы каждый гражданин получает право перечислять в ПФР часть своего заработка, которая впоследствии, по заверению чиновников, вернется ему сторицей. Размер таких отчислений может быть практически каким угодно, но… Во-первых, свой вклад на пенсионный счет сотрудника государство сделает только в том случае, если тот «скопил» за год на будущую пенсию не менее 2000 рублей. Иными словами, минимальный размер ежемесячных отчислений должен быть как минимум 167 рублей. Во-вторых, участие в софинансировании будет наиболее эффективным, если суммарный взнос за год составит 12 000 рублей. Ведь государственный платеж ограничен именно этой суммой. То есть если перечисляешь в месяц одну тысячу рублей – государство добавит ровно столько же. Перечисляешь пять тысяч – прибавка составит все равно ту же одну тысячу.

Можно выбрать один из способов перечисления дополнительных взносов: самостоятельно, из полученной заработной платы, или через работодателя (п. 3 ст. 2 Закона № 56-ФЗ). При этом размер платежей также будет определяться самим работником и может быть в любое время изменен по его заявлению. Кроме самих заинтересованных лиц и государства, в формировании пенсионных накоплений может принять участие и работодатель (ст. 8 Закона № 56-ФЗ). На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 56-ФЗ указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

Налоговая сторона

Дополнительные пенсионные взносы подлежат, можно сказать, льготному налогообложению.

Во-первых, взносы, уплаченные самим гражданином, могут включаться в сумму социальных вычетов по НДФЛ, но в совокупности со всеми остальными вычетами (на лечение, образование) должны составлять не более 120 000 рублей в год (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 219 НК). Чтобы вычет получить, придется представить в налоговую инспекцию ряд документов, подтверждающих фактическую уплату взносов, коими могут быть как непосредственно «платежка», так и справка налогового агента.

Во-вторых, платежи, внесенные государством, равно как и уплачиваемые работодателем, и вовсе не подлежат обложению НДФЛ. Правда, видимо для того, чтобы слишком уж не баловать население, законодатели установили некий лимит. Как уже было отмечено, максимум, что может государство вложить в будущую пенсию гражданина в год – это 12 000 рублей. Вероятно, именно поэтому и взносы, уплаченные работодателем в пользу своего сотрудника, выведены из-под НДФЛ лишь в пределах такой же суммы (подп. 38, 39 ст. 217 НК).

В-третьих, не облагаются взносы работодателя и ЕСН, но в пределах опять-таки 12 000 рублей в год в расчете на каждого сотрудника, в пользу которого они вносились (подп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК). Для сравнения: платежи по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования (за рядом исключений) под ЕСН подпадают в полном объеме (п. 1 ст. 237 НК).

Наконец, в-четвертых: при расчете налога на прибыль организации могут учесть суммы взносов, уплаченные на основании Закона № 56-ФЗ, а также по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников. Однако в совокупности данные платежи не должны превышать 12 процентов от расходов на оплату труда.

На цифрах

Поскольку большинство льгот установлено для отчислений на накопительную часть, не превышающую12 000 рублей, то очевидно, что взносы до 12 000 рублей в год и будут наиболее выгодными: даже если работодатель и не примет участия в этой программе, то пенсионный «вклад» сотрудника будет иметь как минимум 100-процентную доходность. Ведь помимо всего прочего, выгода граждан увеличивается дополнительно за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Однако интересно, насколько сотрудник, который заботится о размере своей будущей пенсии, будет ежемесячно проигрывать своему коллеге, не участвующему в программе. Не менее важно сравнить и налоговую нагрузку как на работников, так и на предприятие в том и другом случае.

Пример

Для наглядности предположим, что оклад Петрова составляет 15 000 рублей. У Иванова – 14 000 рублей, но он принимает участие в программе по софинансированию пенсий. Его часть (которая удерживается из зарплаты) составляет одну тысячу рублей.

Работодатель, со своей стороны, добавляет ему к пенсии еще одну тысячу.

Очевидно, что и на того и на другого работника компания тратит по 15 000 рублей ежемесячно. При этом данные суммы относятся на расходы по оплате труда. Другое дело, что ЕСН в первом случае облагается 15 000 рублей, а во втором – 14 000. Иными словами, организация с помощью Иванова сэкономит на ЕСН 260 рублей (15 000 руб. х 0,26 – 14 000 руб. х 0,26).

База по НДФЛ определяется аналогичным образом. У Петрова будет удержано 1950 рублей, а у Иванова – 1820. При этом он впоследствии сможет вернуть себе дополнительно еще 130 рублей в виде вычета. На руки Петров получит 13 050 рублей, Иванов – 11 180 рублей.

Как видим, в итоге организация, которая принимает участие в софинансировании пенсионных накоплений своего сотрудника, не только ничего не теряет, но и, напротив, выигрывает. В приведенном примере выгода составила 260 рублей в виде ЕСН. Добровольные взносы компания должна перечислять в те же сроки, что и платежи на ОПС.

Сам работник, в нашем случае Иванов, вроде как получит «живыми деньгами» меньше, чем Петров, на 1870 рублей (13 050 руб. – 11 180 руб.). Но, как уже было отмечено, он имеет возможность вернуть себе 130 рублей в виде вычета по НДФЛ, то есть разница становится 1740 рублей (1870 руб. – 130 руб.). Кроме того, на его пенсионный счет государство и работодатель добавляют по тысяче рублей. Так кто в итоге прогадал?

Стоит отметить, что данная программа достигает ощутимого эффекта лишь при участии в ней компаний. Объясним почему. Допустим, 10 лет гражданин «откладывал» ежемесячно по одной тысяче рублей. И государство вносило на его пенсионный счет ровно столько же. Таким образом, совместными усилиями было «нажито» 240 000 рублей. Ну а далее простая арифметика: делим данную сумму на 19 лет (так называемого дожития) и на 12 месяцев. Получаем 1052,62 рубля. Согласитесь, не очень убедительно для того чтобы без оглядки броситься в эту программу.

Картина несколько меняется, если к софинансированию подключается работодатель. Ежемесячная прибавка к пенсии в этом случае составит более 1500 рублей, что, как видим, тоже не покрывает потерянных 1870 рублей в месяц. Так что, сотрудник, руководствуясь принципом - дорога ложка к обеду, может попросту отказаться от участия в данной программе.

Если же работник соблазниться на столь высокую доходность пенсионного вклада (при вложении 870 рублей на пенсионный счет падает 3000 рублей), то бухгалтеру придется несколько повозиться с отчетами - на организацию возлагается обязанность по ведению реестра застрахованных лиц, который необходимо представить в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в котором производились такие платежи. Исчисление, удержание и перечисление добровольных страховых взносов должно производиться начиная с первого месяца, следующего за месяцем получения работодателем заявления. Прекращается либо возобновляется уплата ДСВ в таком же порядке. Сам реестр должен быть заверен кредитной организацией. В нем указывают:

1. Общую сумму перечисляемых средств, включающую в себя:

– сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц;

– сумму всех уплачиваемых взносов работодателя (в случае их уплаты).

2. Номер платежного поручения и дату его исполнения.

3. Страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица.

4. Фамилию, имя и отчество каждого застрахованного лица.

5. Сумму перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица.

6. Сумму взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты).

Врез: Подать заявление в Пенсионный фонд самостоятельно или через своего работодателя сотрудник может лишь до 1 октября 2013 года (п. 1 ст. 12 Закона № 56-ФЗ).

Врез: Форма заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты добровольных страховых взносов на накопительную часть пенсии утверждена постановлением правления ПФР от 28 июля 2008 г. № 225п.

Врез: Работодатель, который принимает участие в софинансировании пенсионных накоплений своего сотрудника, не только ничего не теряет, но и, напротив, выигрывает.

К сведению: Работодатель в срок, не превышающий трех дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Вновь созданные организации и работодатели, среднесписочная численность которых превышает 100 человек по итогам предшествующего календарного года, представляют полученные заявления в электронной форме (п. 4 ст. 4 Закона № 56-ФЗ).

К сведению: Мужчины, достигшие пенсионного возраста (60 лет), и женщины старше 55 лет при участии в этой программе получают еще более привлекательные условия. К отчислениям, производимым данной категорией страхователей, государство добавляет сумму, в четыре раза превышающую их собственный вклад, но не более 48 000 рублей в год.