Две «упрощенки» - уход от налогов
Автор: C. Михалев, эксперт ПБ
2006-02-17
Множество фирм работает на УСН. Но мало кто знает, что если зарегистрировать вторую организацию и перевести ее на «упрощенку», то налоги можно снизить вдвое. Известно, что «упрощенцы» не платят большинство налогов (НДС, налог на прибыль и др). Они перечисляют в бюджет лишь единый налог. Он рассчитывается либо по ставке 6 процентов с полученных доходов, либо по ставке 15 процентов с разницы между доходами и расходами. При этом можно взять лучший из этих двух режимов и платить еще меньше. Разделяй и экономь Суть предлагаемой схемы состоит в том, что единый бизнес нужно разделить на две части. Для этого зарегистрируйте две фирмы: фирму «А», которая будет платить 15 процентов от доходов за вычетом расходов, и фирму «Б», которая будет платить 6 процентов от доходов. Заказ разбейте на две суммы: одна чуть больше себестоимости, другая желаемая прибыль. Выставите заказчику два счета. Фирма «А» выставит счет непосредственно за товары. Сумма договора (и, соответственно, счета) будет равняться или немного превысит себестоимость товара. Прибыли фирма «А» не получит, и сумма 15-процентного единого налога будет меньше чем 1 процент от доходов фирмы. В такой ситуации фирма «А» должна будет заплатить минимальный 1-процентный налог с дохода (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). С фирмой «Б» заказчик заключит договор на какие-либо сопроводительные услуги (например, консультационные, дизайнерские или маркетинговые не так важно). Сумма этого счета и будет желаемая прибыль от продажи товаров. С нее фирма «Б» заплатит 6 процентов единого налога. Проиллюстрируем это на примере.
Устраняем недостатки Эта схема, как и любая другая, имеет свои недостатки. С покупателем придется заключать два договора и выставлять два счета. А заказчику, оплачивая счета, оформлять две платежки. К тому же второй договор на сопутствующие услуги (в примере с ООО «Пассив») на самом деле фиктивный. Есть еще один недостаток. Допустим, у товара обнаружился брак и покупатель решил его вернуть. Деньги за товар ему, конечно, вернут, а за сопутствующие услуги (дизайнерские или консультационные) нет. Услуги были оказаны, акты выполненных работ подписаны, так что придраться не к чему. Следовательно, эта схема приводит к дополнительному риску для покупателя. Заподозрив неладное, он может попросту отказаться от сделки. Поэтому можно поступить по-другому. Вместо договора на оказание услуг с заказчиком нужно оформить либо договор комиссии, либо агентский договор, либо договор поручения. Как это будет выглядеть на практике рассмотрим на примере.
Возникает вполне логичный вопрос: а не сочтут ли налоговики общую сумму (комиссионное вознаграждение и стоимость товара) доходом комиссионера? Тогда придется заплатить налог 6 процентов с выручки и никакой экономии не будет. Обратимся за ответом к Налоговому кодексу. Согласно статье 346.15, при определении налогооблагаемой базы организации, применяющие «упрощенку», не учитывают доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса. А согласно подпункту 9 пункта 1 этой статьи, денежные средства, поступившие комиссионеру по договору комиссии (за исключением суммы вознаграждения), доходами комиссионера не признаются. У этой схемы устранены недостатки предыдущей, но есть свой. Он заключается в следующем: если у налоговой инспекции все-таки возникнет подозрение, что это сокрытие налогов, то она может попытаться переквалифицировать договор комиссии в договор купли-продажи. Тогда комиссионер станет обыкновенным «перекупщиком», и налог ему придется заплатить со всей суммы договора. Правда, переквалифицировать договор можно только через суд (п. 1 ст. 45 НК РФ). А как показывает арбитражная практика, в судах такие дела инспекторы часто проигрывают. К тому же договоры комиссии будут заключаться с разными организациями, а то, что товар закупался у одной фирмы, это еще ни о чем не говорит. Остается один неустранимый недостаток обеих схем: покупатель не может принять к зачету НДС. Правда, это минус для всех «упрощенцев». |
|||