Единый налог как средство против ЕСН
Источник: "Практическая бухгалтерия" Автор: Е.С. Седунова, главный бухгалтер ООО «Бизнес-услуги» Налоговый кодекс обязывает организации больше трети суммы зарплаты своих сотрудников отдавать государству. Однако, как ни странно, он же позволяет этого избежать. Единый социальный налог - самый большой налог из всех. Поэтому большинство фирм платит его не как положено. Пользуется наибольшей популярностью незаконный вариант с зарплатой в конвертах. Но и в этом случае ЕСН платить все равно надо, хоть с небольшой официальной суммы. Мы же расскажем вам о законном способе, который позволяет в большей степени забыть о зарплатных налогах. Нет человека - нет проблемы Суть схемы в следующем. Организация, которая стремится уйти от ЕСН, по заявлениям работников переводит их на другую фирму, которая находится на «упрощенке». Причем происходит это только формально (то есть на бумаге), никаких переездов с одного места на другое нет. Все фактически работают там же. Разумеется, переводить сотрудников, без которых невозможен документооборот: директор, главбух, завскладом и т. д., не следует. Далее фирмы заключают между собой договор, по которому «упрощенец» предоставляет за плату персонал. Таким образом, основной фирме платить зарплату становится «некому». А значит, и зарплатных налогов тоже исчислять не надо. На сумму договора вы сможете уменьшить налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов. Такие расходы перечислены в пункте 19 статьи 264 Налогового кодекса. Инспекторы, конечно, могут попытаться признать подобные расходы экономически нецелесообразными. Однако доказать им это вряд ли удастся. Ведь, по сути, фирме без разницы на что тратиться: будь то зарплата собственных работников или платные услуги сторонней фирмы. Теперь посмотрим «в карты» «упрощенца». От ЕСН, налога на прибыль, НДС и налога на имущество он освобожден (ст. 346.11 НК РФ). Вместо них фирма платит только единый налог и пенсионные взносы по ставке 14 процентов от заработной платы сотрудников, которые ее уменьшают. Таким образом, с полученных по договору сумм она выдаст зарплату своим сотрудникам, заплатит взносы в ПФР и начислит единый налог.
Технические детали Заметьте, исполнителем услуги может быть как независимая организация, так и фирма, которую специально создали под схему. В последнем случае нужно учесть ограничение, которое установлено для тех, кто хочет перейти на упрощенный режим налогообложения. Речь идет о средней численности работающих, которая не должна превышать 100 человек (п. 15 ст. 346.12 НК РФ). Ограничение можно обойти, создав нужное количество фирм. Что касается самой формы договора по оказанию услуг, то найти ее нетрудно: можно скачать из Интернета или же взять из информационно-справочных баз. В договоре советуем четко разделить обязанности между сторонами по охране труда и технике безопасности. Оптимально, когда все вопросы по организации работы (соблюдение санитарно-гигиенических норм, график работы и др.) берет на себя заказчик, а обеспечение работника всем необходимым (спецодеждой, питанием) - «упрощенец». Дело в том, что если, например, спецодежду выдаст заказчик, то могут быть проблемы с отнесением на расходы этих затрат. Ведь работники в его штате не числятся. Что касается стоимости услуги, то в договоре ее можно указать равной сумме зарплаты плюс рентабельность. Причем последняя может быть как символической, так и большой. Все зависит от того, надо ли (и на сколько) снизить налог на прибыль у основной фирмы. По окончании месяца «упрощенец» и заказчик подписывают акт приема-сдачи услуг. На его основании фирма относит стоимость услуги в состав прочих расходов. После оплаты услуг «упрощенец» выдает зарплату работникам и платит налоги. Предмет договора должен звучать так: Без негатива не бывает Недостатков схемы несколько. Во-первых, такой способ экономии чреват увеличением документооборота. Ведь на начальной стадии со всего персонала надо собрать заявления о переводе на работу, а в дальнейшем акты приема выполненных работ надо будет составлять регулярно (хотя бы раз в месяц). Хотя, как правило, экономия на налогах достаточно существенна, чтобы «переварить» документов больше, чем обычно. Во-вторых, формальный перевод на другое место работы может вызвать недовольство со стороны персонала. И некоторые работники могут отказаться от этого. Ведь одно дело получить в трудовую штамп о стаже в крупной компании, и совсем другое - у «упрощенца».
|
|||