+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Заключение.

1. Способы борьбы государства с оптимизацией налогообложения.

Современные правоведы признают стремление уменьшить свои налоговые обязательства объективным социальным явлением.

Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, естественно, вызывает ответную реакцию государства. Любые попытки налогоплательщиков, так или иначе снизить налоговое бремя, сталкиваются с достаточно активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов налоговой полиции и др.).

Одно из основных средств борьбы государства с таким явлением, как уклонение от налогообложения, проявляется в административной и судебной защите интересов бюджета. Можно выделить четыре основных способа, при помощи которых государство борется с уклонением от уплаты налогов, а именно:

- доктрина "существо над формой";

- доктрина "деловая цель";

- презумпция облагаемости;

- заполнение пробелов в налоговом законодательстве.

5.1. Доктрина «существо над формой»

Доктрина "существо над формой" сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой; главное при этом - ее содержание, характер действий ее участников. Иными словами, решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате или неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора.

В качестве примера можно привести ситуацию, которая сложилась в 1996 году со страховыми взносами в Пенсионный фонд. В данный период страховые взносы не начислялись по договорам возмездного оказания услуг, в то время как на договоры подряда взносы начислялись в установленном порядке. Предприятия, не желая платить взносы, стали вместо договоров подряда заключать договоры возмездного оказания услуг, в то время, когда оказываемые услуги фактически носили подрядный характер (например, договор на "оказание услуг" по ремонту помещений). Контролирующие органы при проверках абсолютно обоснованно признавали такие договоры договорами подряда и применяли к предприятиям соответствующие финансовые санкции.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что после вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ налоговые органы утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки налогоплательщика с третьими лицами, в связи с чем практическая реализация доктрины "существо над формой" в настоящее время несколько затруднена. Отсутствие такого права у налоговых органов лишает их возможности бесспорно взыскивать доначисленные сумм налогов и пени.

В то же время, юридическая квалификация сделки в соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ может быть осуществлена в судебном порядке по иску налогового органа о взыскании недоимки или налоговой санкции.

5.1. Доктрина «деловая цель»

Сущность доктрины "деловая цель" заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если она не достигает деловой цели.

Ярким примером может служить случай, взятый из арбитражной практики. Предприятие заключало договор займа с другим предприятием и с заемных средств не уплачивало налог на добавленную стоимость. В счет погашения этого займа предприятие поставляло свою продукцию займодателю. При налоговой проверке займополучателя налоговые органы посчитали займы предоплатой за продукцию и доначислили налог на добавленную стоимость с полученных авансов (займов). При рассмотрении данного дела суд встал на сторону налоговых органов и указал, что, так как деловая цель у предприятий была не получение и предоставление займа, а получение продукции, то заем нужно рассматривать как аванс в счет поставляемой продукции и с него необходимо уплачивать налог на добавленную стоимость).

5.1.3. Презумпция облагаемости.

Презумпция облагаемости предполагает, что налогом должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Принцип "презумпции облагаемости" подразумевает то, что налогоплательщик сам должен доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях.

Необходимо учитывать, что возможности применения данного способа "борьбы" государства с уклонением от уплаты налогов (уменьшением налогов) в последнее время несколько сократились в связи с принятием и вступлением в силу Налогового кодекса РФ. Данное обусловлено, прежде всего, тем, что данный нормативный документ законодательно закрепил принцип "презумпции невиновности" плательщиков налогов, в связи с чем, в настоящее время обязанность по доказыванию факта совершения правонарушения лежит на налоговых органах и, соответственно, налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность.

5.1.4. Заполнение пробелов в налоговом законодательстве (в т.ч. неконституционными и незаконными нормативными (ненормативными) актами).

Заполнение пробелов в налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные "лазейки", дающие возможность уменьшать размеры налоговых отчислений и уклоняться от уплаты налогов. Как указывалось выше, такие поправки, в основном, принимаются по результатам практической деятельности налоговых органов и вносимых ими в парламент предложений в связи с выявлением случаев легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов.

Например, в начале девяностых годов суммы материальной помощи, выплаченной работнику предприятия, подоходным налогом не облагались. В связи с этим многие предприятия для избежания уплаты подоходного налога стали вместо заработной платы выплачивать своим работникам ежемесячную материальную помощь. В связи с этим законодателем были приняты поправки к Закону "О подоходном налоге с физических лиц", в соответствии с которыми материальная помощь стала не облагаться подоходным налогом только в пределах 2000 рублей.

В заключение хотелось бы добавить, что подчас и сам законодатель идет на нарушение прав налогоплательщиков, чаше всего в целях экстренного пополнения бюджета, принимая законодательные акты, которые затем в судебном порядке признаются неконституционными и отменяются. Однако до тех пор, пока развернется судебная машина, проходит достаточно времени и бюджет какое-то время пополняется за счет пусть временно, но изъятых у налогоплательщика средств.

Порой и сам Конституционный суд, гарант соблюдения прав и свобод граждан Российской Федерации, потворствует интересам государства. Например, знаменитая позиция КС РФ, когда Суд признал законными платежи за загрязнение окружающей среды, введенные в 1992 году Постановлением Правительства № 632, не смотря на то, что до этого Верховный Суд вынес Решение о признании «экологических» платежей незаконными.

5.2. Выбор специалиста по налоговому планированию и оптимизации.

5.2.1. Квалификация.

Осуществление любого бизнеса невозможно без квалифицированной поддержки юристов, экономистов и финансистов, поскольку проблемы налогообложения, учета и управления финансами по своей значимости сравнимы, наверное, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной и иной деятельности.

В настоящее время, профессионализм - это единственный способ обеспечения нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия и развития серьезного бизнеса. Отсюда вытекает основной совет предпринимателю, принявшему решение оптимизировать налоговое бремя своего бизнеса.

Если вы не уверены, что ваша квалификация, или квалификация ваших сотрудников достаточна для того, чтобы разрешить весь комплекс проблем, возникающих в процессе налогового планирования (налоговой оптимизации) обратитесь к профессионалам. В конечном итоге это себя окупит.

Встав на путь налоговой оптимизации (налогового планирования), руководство предприятия или предприниматель, прежде всего, должен решить важнейший вопрос, от которого зависит весь успех мероприятия: кем будет осуществляться налоговая оптимизация - собственными силами или с привлечением сторонних организаций или специалистов.

В случае осуществления налоговой оптимизации собственными силами (силами собственных служб предприятия) необходимо осознавать степень квалификации собственных сотрудников - юристов, экономистов, бухгалтеров. Кроме того, следует учитывать степень загруженности работников своими непосредственными трудовыми обязанностями, так, как правило, наиболее компетентный в вопросах налогообложения специалист коммерческой организации - главный бухгалтер - просто физически не в состоянии заниматься иными вопросами, кроме выполнения своих текущих обязанностей.

При привлечении для осуществления мероприятий по оптимизации налогов сторонних лиц (будь то специализированная фирма или нанимаемый сотрудник), руководству хозяйствующего субъекта также следует уделить самое пристальное внимание будущему советнику, поскольку риск оптимизации, как уже неоднократно говорилось, достаточно велик.

5.2.2. Возможность комплексного и творческого подхода.

Возможность комплексного и творческого подхода обеспечивается следованием неким принципам стратегического налогового планирования, которые являются основной деятельности наших специалистов:

- Обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможности развития событий,

- Обзор судебной практики,

- Составление прогноза налоговых обязательств фирмы,

- Построение налоговой модели бизнеса,

- Проработка вариантов схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками,

- Оценка рисков различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации,

- Прогноз эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

5.2.2. Наличие положительного опыта.

Если речь идет об отдельном конкретном методе, следует выяснить, где уже использовался данный предлагаемый способ и каков результат от его применения. Следует остерегаться абсолютно новых "разработок" в области налоговой оптимизации - они могут быть результатом его автора. В свою очередь, не стоит также и забывать, что общеизвестные и надежные способы малопригодны для долговременного налогового планирования - очень высока вероятность, что законодатель отреагирует на них в самое ближайшее время. Налоговое планирование - это постоянное "хождение по лезвию бритвы".

5.2.3. Готовность защиты предлагаемой схемы в суде.

При выборе налогового оптимизатора немаловажно выяснить каковы гарантии безопасности внедрения конкретной схемы.

Таком образом, обращаясь к консалтиноговой компании необходимо выяснить, предоставляется ли такая налоговым оптимизатором такая гарантия, как защита рекомендованных методов оптимизации в административном и судебном порядке.

Обеспечение полной юридической защиты интересов оптимизируемого предприятия свидетельствует о профессионализме налогового оптимизатора и, помимо этого, может существенно снизить негативные последствия, вызванные претензиями со стороны контролирующих органов.

5.2.4. Страхование профессиональной ответственности.

Нельзя рассчитывать на то, что небольшая фирма будет в состоянии покрыть последствия наложения финансовых санкций на крупное промышленное предприятие.

Поэтому необходимо интересоваться, застрахована ли профессиональная ответственность налогового оптимизатора.

Подведем итоги нашего выступления.

Предлагаю подвести некоторые итоги нашего семинара.

1. Налоговое планирование появилось не сегодня и не вчера, оно имеет длинную историю.

2. Качественное налоговое планирование - это целая система последовательных действий, основанная на использовании различных инструментов, сочетающая в себе не только оптимизацию отдельных участков налогового бремени, но и постановку налогового и бухгалтерского учета, формирование обновленной налоговой модели и трансформации в соответствии с ней всего бизнеса, целью которой является высвобождение активов за счет налоговой экономии.

3. Мы рассмотрели некоторые инструменты налоговой оптимизации - УСН и ДПТ, которые сами по себе не являются безусловной панацеей, раз и навсегда освобождающей предприятие от налоговых платежей. Только разумное, экономически эффективное и юридически отточенное их использование в налоговой модели бизнеса приведут к максимальной налоговой экономии с минимальной долей риска.

4. Каковы бы ни были причины обращения к теме налоговой оптимизации, экономический субъект, безусловно, может самостоятельно принимать какие-либо шаги по снижению налогового бремени, используя ресурс собственных специалистов, однако, когда за дело берутся не профессионалы, появляется новый вид риска налоговой оптимизации - отсутствие ответственности за принятые решения.

5. Мы вывели круг вопросов, которые необходимо выяснить у Вашего Налогового оптимизатора.

- В первую очередь необходимо выяснить, какой предполагаемый экономический эффект от внедряемой технологии налоговой оптимизации Вы получите. Для этого оптимизатору рекомендуется предложить предоставить точный расчет суммы снижения налогового бремени, сумму его затрат и т.д. При анализе предоставленного расчета следует руководствоваться принципом "бойся данайцев, дары приносящих". То есть, если налоговый оптимизатор предлагает снижение налоговых отчислений в несколько десятков раз, то, очевидно, что в данном случае речь идет не о легальном налоговом планировании, а о криминальном уклонении от налогообложения. Нельзя впадать в наивное заблуждение, что одним только ловким манипулированием законами можно полностью избежать уплаты налогов.

- Необходимо уяснить, что же представляет из себя предложенная налоговая оптимизация - легальное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов, следует оценить степень риска, допускаемого выбранным методом налоговой оптимизации.

- При этом следует иметь в виду, что чем сложнее, запутаннее и неопределеннее обоснование законности предлагаемого налоговым оптимизатором способа снижения налогового бремени (привлечение третьих лиц, построение всей схемы оптимизации исключительно на пробелах законодательства и др.), тем выше вероятность, что оно вызовет претензии у контролирующих органов.

- Определить гарантии, которые представит Налоговый оптимизатор в поддержание предложенной схемы.

Таким образом, осуществление качественного налогового планирования может позволить себе либо крупная корпорация, имеющая возможность содержать штат высокооплачиваемых профессионалов, либо предприятия малого и среднего бизнеса, находящиеся на абонентском обслуживании в солидной юридической компании.