+7 (495) 369-21-34 Написать нам

Холдинг (группа компаний)

Холдинг. Построение холдинга

Классический холдинг как модель организации бизнеса – это совокупность компаний (бизнес-единиц), связанных юридически и объединенных единой структурой управления, реализуемой, как правило, Управляющей (головной, материнской, основной) компаний.

Холдинг как функция – это инструмент контроля над активами, инструмент текущего и стратегического управления и эффективного распределения финансовых потоков для достижения целей собственников.

О создании холдинга можно говорить в случае усложнения процесса централизованного управления в следующих случаях:

  • в рамках компании появляются различные специализированные направления по бизнесу,
  • значительная удаленность отделений компании от управляющего центра при монобизнесе.

Численность персонала не влияет на необходимость создания холдинга.

В современных российских реалиях можно говорить о существовании виртуальных (неформальных, «невидимых», неофициальных) холдингов – групп тесно связанных в своей деятельности фирм, осуществляющих взаимодополняющие функции по обеспечению движения товаров и услуг от производителя к потребителю, причем юридические связи между всеми или отдельными элементами такого холдинга могут явно не демонстрироваться (см. цикл статей А. Кузьминых о создании виртуального холдинга: статья 1, статья 2, статья 3, статья 4). При этом во всем остальном кроме отсутствия аффилированности определению классического холдинга эта структура соответствует. Ее основная цель – минимизация налогов и налоговых рисков с использованием допустимых легальных схем налогового планирования.

Большинство холдингов в современной России сложились стихийно. Успешный бизнес инвестировал в новые направления, и, таким образом, возникала группа компаний, принадлежащая одной группе собственников, но работающая в различных направлениях. Но стихийно сложившаяся структура не всегда рациональна. Построение эффективной организационной структуры, которая обеспечит управляемость дочерних обществ, создание правового поля взаимодействия головного и дочерних обществ, обеспечивающего эффективное управление и контроль – вот цель данной услуги.

Цели построения холдинга

Наше предложение в области построения эффективного холдинга (в т.ч. виртуального) или оптимизации его структуры заключается в анализе существующих взаимоотношений в группе и разработке рекомендаций, отвечающих следующим требованиям:

  • обеспечение безопасности основных активов, в том числе через создание компаний-собственников недвижимости и других основных средств и нематериальных активов ("Хранителей активов"), как российских, так и нерезидентных,
  • эффективное управление активами холдинга, улучшение управляемости путем внедрения механизмов управления, соответствующих новым условиям функционирования компании, в том числе через создание Управляющей компании, построение структуры управления проектами, стандартизацию всех элементов холдинга с возможностью быстрого включения в него новых проектов или их продажи,
  • повышение эффективности бизнеса за счет формирования оптимального состава и количества бизнес-единиц, соответствующих направлениям и целям деятельности, эффективного распределения функциональной ответственности между Управляющей компанией, бизнес-единицами и отдельными сотрудниками с учетом оптимального соотношения централизации и децентрализации; 
  • финансовый контроль собственников ("владельческий контроль"), в т.ч. при непрямом контроле фактических владельцев бизнеса над отдельными компаниями холдинга,
  • построение рациональной структуры, схемы договорных отношений и финансовых потоков холдинга, эффективное налоговое планирование, в той степени, в которой это не противоречит другим требованиям, за счет этого – увеличение прибыли,
  • централизация финансовых потоков и аккумулирование прибыли в едином центре, в т.ч. через казначейство (финансово-расчетный центр) холдинга,
  • соблюдение антимонопольного законодательства, избегание аффилированности отдельных элементов холдинга в случаях когда она нежелательна по соображеиям налоговых рисков, скрытия или защиты владельцев бизнеса, обеспечения безопасности активов и бизнеса и др.,
  • создание единой бухгалтерии холдинга (централизация учета) в виде отдельной компании или в рамках Управляющей компании холдинга.


Услуга по построению холдинга реализуется в следующих этапах:

1. Анализ текущего состояния компании (группы), диагностика, конкретизация целей построения или оптимизации деятельности холдинга, анализ корпоративных (учредительных) документов.

2. Разработка возможных вариантов построения холдинга, презентация их клиенту, анализ преимуществ и недостатков каждого варианта, рекомендация оптимального варианта.

3. Детализация варианта, принятого клиентом за основу:

  • разработка организационной структуры холдинга;
  • разработка эффективной системы взаимодействия между компаниями;
  • определение юрисдикции (российские или нерезидентные) и режима налогообложения всех компаний;
  • разработка правовой схемы функционирования холдинга, включая основания и способы управления и контроля над управляемыми (дочерними) компаниями;
  • разработка схемы финансовых потоков между Управляющей компанией и управляемыми (дочерними);
  • построение налоговой модели холдинга – на основе специализации бизнес-единиц, организационной и финансовой модели, специалисты K&P предлагают оптимальный вариант налоговой модели холдинга, включая системы налогообложения отдельных бизнес-единиц;
  • при необходимости – налоговое планирование холдинга на основе выбранной налоговой модели.

4. Разработка плана мероприятий по внедрению утвержденного варианта холдинга.

5. При необходимости – сопровождение внедрения утвержденного варианта холдинга, его налоговой модели и модели налогового планирования.

Организационное проектирование в холдинге включает в себя:

1. Построение общей модели ведения бизнеса: проектирование экономико-правовой и организационно-управленческой схем, выбор организационной формы.

2. Детализацию общей модели, обоснование составляющих ее:

  • схемы распределения активов и схемы владения,
  • финансовой и налоговой схем,
  • организационной структуры, распределения ключевых функций между бизнес-единицами,
  • системы управления холдингом,
  • схем движения товарных, информационных потоков.

3. Формирование внутренних механизмов управления новой структурой, обеспечивающих Управляющую компанию и управляемые (дочерние) бизнес-единицы инструментами для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных задач, разработку организационно-управленческих документов, должностных инструкций работников.